Часть 1. Знание теории литературы
1. Соотнесите лексическое значение и термин
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) Короткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ иносказательного содержания
А) Олицетворение
2) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления
Б) Кульминация
3) Ряд событий, описанных в художественном произведении
В) Аллегория
4) Момент наивысшего напряжения в художественном произведении
Г) Басня
5) Иносказание. Конкретное изображение человека, предмета, явления, за которым скрывается другое.
Д) Сюжет
2. Какие средства художественно выразительности используются в данных предложениях?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) Ветер посвистывал и посмеивался над морозом.
А) Сравнение
2) Божественная, очаровательная ночь
Б) Эпитет
3) Как очарованное дремлет село.
В) Олицетворение
3. Соотнесите жанр и название произведения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) «Царевна-лягушка»
А) Рассказ
2) «Кавказский пленник»
Б) Басня
3) «Бородино»
В) Сказка
4) «Волк на псарне»
Г) Сказ
5) «Каменный цветок»
Д) Стихотворение
Часть 2. Знание текстов художественных произведений
1. Установите соответствие между автором и названием произведения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) «Васюткино озеро»
А) М.Ю. Лермонтов
2) «Каменный цветок»
Б) А.П. Платонов
3) «Бородино»
В) П.П. Бажов
4) «Соловей»
Г) В.П. Астафьев
5) «Никита»
Д) Х.К. Андерсен
2. Соотнесите героя и название произведения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) Герасим
А) «Кавказский пленник»
2) Костылин
Б) «Каменный цветок»
3) Вакула
В) «Злоумышленник»
4) Данилушка Недокормыш
Г) «Ночь перед Рождеством»
5) Денис Григорьев
Д) «Муму»
3. Кому принадлежат слова?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, запишите цифру и букву. ответы записывайте в столбик.
1) «Товарищ как хочет, он, может, богат, а я не богат. Я как сказал, так и будет. Хотите – убивайте, пользы вам не будет, а больше пятисот рублей не напишу».
А) Елисей
2) «Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером».
Б) Денис Григорьев
3) «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
В) Васютка
4) «Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперед ейного пути положил, ну, тогды своротило бы поезд. а то… тьфу! гайка!»
Г) Жилин
Часть 3. Напишите о понравившемся произведении, изученном на уроках литературы в 5 классе (5-7 предложений).
1. Название
2. Автор.
3. Герои.
4. О чём заставило задуматься прочитанное произведение? Чему оно учит?
Основной психологический мотив и основная мысль произведения «Вия» - страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным - мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх. Цель автора, как он сам говорит в примечании, рассказать слышанное предание о Вии как можно проще.
Автору надо было, прежде всего, заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психической основой предания.
Подтекстом идет тема язычества и христианства - то, что мучило и самого Гоголя. Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда особенно охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадежно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство - боязнь смерти и мертвецов. Это чувство, оставаясь в существе своем одинаковым, изменяется бесконечно в формах и группировке тех представлений, с которыми оно связывается.
Колись давно природний розум підказав йому, що треба лише вдавати «покірного і роботящого» і що «розумніше до часу прикинутися скореним, лишившись у душі вільним, аніж бути скореним насправжки»
І ось одного разу, обурений брутальністю конюха і підпаска, Шептало «як ніколи досі, відчув свою неволю» і вирвався з чіпких рук хлопця. До пізньої ночі бігав кінь по лугах і яругах, насолоджуючись волею, яка «пахла живою вільгістю, міцним настоєм лугових трав і молодого сіна». Ще ніколи не бігалось йому так легко. Стомившись, він упав на спину і качався по м’який траві, подався до річки — попив води і скупався. Стоячи у воді, він «побачив у водянім дзеркалі себе — незвично білого, аж до щему в очах». Гірка правда відкрилася Шепталові. Це тепер, змивши із себе пил і бруд, він знову став білим красенем, а там, у стайні, був «бруднувато-сірим, попелястим» і звичайним, як усі.
Білий кінь Шептало — це алегорія. У цьому образі автор зображує непересічну людину, яка не хоче приймати рабську долю, бути «як усі», опирається «сірій» буденності, але зазнає поразки у цій боротьбі. Письменник хотів показати, як під впливом повсякденного життя і суспільних умов яскрава, але слабка людська особистість втрачає, індивідуальність, зраджує свої мрії, пристосовується до оточення. Вона усе життя перебуває у стані внутрішнього роздвоєння, суперечки між розумом і серцем. Це якнайкраще доводять останні рядки оповідання. Білий кінь, повернувшись додому, не зміг потрапити на подвір’я, що для нього вже було зачинене, і тоді він «скільки зміг, просунув голову між двох жердин та й собі задрімав…»