В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка – «милый идеал» Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги – глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны к простому народу. Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий. Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне: В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой… Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин – хозяин этого дома. Евгений героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так. Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье. Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны: Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов Во сне и в реальности Онегин единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта. Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
В голодные послевоенные годы герой приезжает из деревни в райцентр продолжать учиться. Он поступает в пятый класс, живет у знакомых матери, страдает от недоедания, одиночества и тоски по дому. Чтобы как-то прокормиться, герой начинает играть в «чику» с местными мальчишками и быстро понимает, что эта игра нечестная. Но выхода у него нет, сам он играет честно и выигрывает каждый раз только рубль — на молоко. Честной игры ему не прощают: героя подло и жестоко избивают.
В школе приходится объяснять последствия драки — разбитое лицо. Герой не рассказывает правды, но и врет неумело — в этом сказывается его природная честность. Мальчику грозит исключение из школы, и он боится не столько наказания, сколько позора, боится показаться ненадежным человеком. Выручает его учительница: она поняла, что мальчик попросту голодает, и решила ему. Начала она с того, что стала с ним дополнительно заниматься французским языком.
Автор пользуется приемом антитезы (противопоставления). Умная, красивая, хорошо одетая женщина, которую не портят даже слегка косящие глаза, «была учительницей не арифметики какой-нибудь, ни истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Кого же она видит перед собой? «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, не опрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки, в перешитых из отцовских галифе». Да, ученик и учительница не похожи друг на друга, но у них есть то, что их объединяет. Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».
Лидии Михайловне быстро стало ясно, что прямой ученик не примет, и тогда она сама решила играть с ним на деньги — в «замеряшки», незаметно подыгрывая, поддаваясь. Благодаря «честно выигранным» деньгам он снова мог покупать молоко. Кроме того, учительница пробудила интерес мальчика к французскому — он стал делать значительные успехи.
Однажды Лидию Михайловну и мальчика застал за игрой в «замеряшки» директор школы. Объяснять ему что-либо было бесполезно. Через три дня Лидия Михайловна уехала из райцентра и прислала на Новый год мальчику посылку: макароны и яблоки. Он понял, что не одинок, что есть на свете добрые, отзывчивые люди.
Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий.
Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне:
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой…
Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин – хозяин этого дома. Евгений героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так.
Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье.
Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов
Во сне и в реальности Онегин единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта.
Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
В школе приходится объяснять последствия драки — разбитое лицо. Герой не рассказывает правды, но и врет неумело — в этом сказывается его природная честность. Мальчику грозит исключение из школы, и он боится не столько наказания, сколько позора, боится показаться ненадежным человеком. Выручает его учительница: она поняла, что мальчик попросту голодает, и решила ему. Начала она с того, что стала с ним дополнительно заниматься французским языком.
Автор пользуется приемом антитезы (противопоставления). Умная, красивая, хорошо одетая женщина, которую не портят даже слегка косящие глаза, «была учительницей не арифметики какой-нибудь, ни истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Кого же она видит перед собой? «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, не опрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки, в перешитых из отцовских галифе». Да, ученик и учительница не похожи друг на друга, но у них есть то, что их объединяет. Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».
Лидии Михайловне быстро стало ясно, что прямой ученик не примет, и тогда она сама решила играть с ним на деньги — в «замеряшки», незаметно подыгрывая, поддаваясь. Благодаря «честно выигранным» деньгам он снова мог покупать молоко. Кроме того, учительница пробудила интерес мальчика к французскому — он стал делать значительные успехи.
Однажды Лидию Михайловну и мальчика застал за игрой в «замеряшки» директор школы. Объяснять ему что-либо было бесполезно. Через три дня Лидия Михайловна уехала из райцентра и прислала на Новый год мальчику посылку: макароны и яблоки. Он понял, что не одинок, что есть на свете добрые, отзывчивые люди.