Максим Максимыч-рассказчик — небогатый армейский офицер с начальным военным образованием, всю жизнь служивший вдали от людей высшего круга. И по образованию, и по складу ума, и по мировоззрению, и по положению в обществе Максим Максимыч противоположен Печорину. Он не может понять его странные, «необыкновенные» поступки: этот новый офицер был для него человеком с «большими странностями», объяснить которые добродушный штабс-капитан не в состоянии. Поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки. И оттого, что об истории Бэлы и Печорина повествует человек простой, искренний и прямой, еще больше ощущается трагическая опустошенность героя, которого не может возродить даже самоотверженная любовь гордой и нежной Бэлы.
Его жизнь делится на два периода: жизнь в монастыре и три дня жизни после побега. Лермонтов наиболее красочно описывает жизнь Мцыри на воле, но пренебрегает красочным описанием жизни Мцыри в монастыре. Потому что жизнь Мцыри в монастыре - это то же самое, что жизнь в клетке, там Мцыри не мог быть свободен и волен в своих чувствах (огромную роль на состояние Мцыри сыграла его национальность, будучи человеком, кровь которого бурная и горячая, он не мог послушно сидеть в Монастыре и смиренно угнетать себя отсутствием свободы. Именно это Лермонтов и хотел показать. Мцыри по настоящему жил только за стенами монастыря.
Максим Максимыч-рассказчик — небогатый армейский офицер с начальным военным образованием, всю жизнь служивший вдали от людей высшего круга. И по образованию, и по складу ума, и по мировоззрению, и по положению в обществе Максим Максимыч противоположен Печорину. Он не может понять его странные, «необыкновенные» поступки: этот новый офицер был для него человеком с «большими странностями», объяснить которые добродушный штабс-капитан не в состоянии. Поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки. И оттого, что об истории Бэлы и Печорина повествует человек простой, искренний и прямой, еще больше ощущается трагическая опустошенность героя, которого не может возродить даже самоотверженная любовь гордой и нежной Бэлы.
Его жизнь делится на два периода: жизнь в монастыре и три дня жизни после побега. Лермонтов наиболее красочно описывает жизнь Мцыри на воле, но пренебрегает красочным описанием жизни Мцыри в монастыре. Потому что жизнь Мцыри в монастыре - это то же самое, что жизнь в клетке, там Мцыри не мог быть свободен и волен в своих чувствах (огромную роль на состояние Мцыри сыграла его национальность, будучи человеком, кровь которого бурная и горячая, он не мог послушно сидеть в Монастыре и смиренно угнетать себя отсутствием свободы. Именно это Лермонтов и хотел показать. Мцыри по настоящему жил только за стенами монастыря.