Литература откровенно и честно оперирует средствами художественного вымысла, даже если в основу положены реальные факты или прототипами героев являются действительно существующие люди. В процессе авторского осмысления, интерпретации и творческой обработки сюжета на выходе имеем художественное произведение, в котором есть своя обобщающая правда, ведущая к глубоким размышлениям и выводам.
История, претендуя на изначальную истинность, бесстрастность и правдивость в освещении происходящих в мире событий и действующих при этом лиц, грешит явными извращениями реальности, предвзятостью, заинтересованностью и зачастую откровенной дезинформацией. Например, при освещении неких военных действий писатель волен дать свое виденье того, что происходило на самом деле, а историк должен отразить объективные факты. Но, являясь участником и наблюдателем одновременно, историк занимает позицию победившей или побежденной стороны, что не может отразиться на изложении фактов, оценках и выводах.
История, претендуя на изначальную истинность, бесстрастность и правдивость в освещении происходящих в мире событий и действующих при этом лиц, грешит явными извращениями реальности, предвзятостью, заинтересованностью и зачастую откровенной дезинформацией. Например, при освещении неких военных действий писатель волен дать свое виденье того, что происходило на самом деле, а историк должен отразить объективные факты. Но, являясь участником и наблюдателем одновременно, историк занимает позицию победившей или побежденной стороны, что не может отразиться на изложении фактов, оценках и выводах.