Прочитанный мною рассказ Л.Н.Толстого "После бала" заставил меня задуматься о вещах, которые так или иначе касаются двух противоположных сторон жизни.
Рассказчик Иван Васильевич начал говорить о том, как в одну ночь переменилась вся его жизнь, и я подумал, что ничего нового он для меня не открыл, что бывают разные ситуации, которые в одночасье меняют жизнь человека.
Но он продолжил свой рассказ, и я стал думать уже о том, что жизнь имеет свою парадную, светлую, красивую сторону и изнанку, где видишь только грязь, мерзость, несправедливость, жестокость, унижение... На "светлой" стороне жизни нарядные люди всю ночь веселятся на балах, танцуют под звуки прекрасной музыки, пьют шампанское, влюбляются в красивых девушек.
Но наступает утро, и музыка оркестра сменяется унылыми звуками барабана и флейты, это "другая, жесткая, нехорошая музыка". Её визгливые неприятные звуки заставляют содрогнуться рассказчика, а вместе с ним содрогается и читатель. Это карают за провинность солдатика-татарина, безжалостно стегают шпицрутенами. Зрелище этой казни вызывает ужас: "Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека".
Но что это? "...твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым". Это был тот полковник, отец любимой Вареньки, прекрасно сложенный воинский начальник, который пару часов назад так лихо отплясывал на балу мазурку.
- Насколько двуличны бывают люди! - подумал я. - Как они могут заключать в себе два таких разных качества: в одних обстоятельствах ласково улыбаться, быть милыми и добрыми, а позже становиться жестокими и безжалостными? Как может эта сильная рука в замшевой перчатке, которая недавно обнимала девушку в танце, сейчас бить по лицу несчастного слабосильного, истекающего кровью солдата?
Да, пережить такое потрясение в жизни я бы очень не хотел, но именно об этом, о двух разных сторонах нашей действительности, заставил меня задуматься этот рассказ.
Не случайно в начале романа Булгаков знакомит читателя с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем
Берлиозом и молодым поэтом Иваном Бездомным, выставляя на осмеяние нелепости советских учреждений и пороки претендентов на звание «инженеров человеческих душ». Принадлежность таких «писателей» к МАССОЛИТу сулит им сытую и комфортную жизнь, ради которой они пренебрегают понятиями о долге, чести и совести. И читателю становится понятно, как трудно быть настоящим творцом среди подлецов, доносчиков и при .
Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя
Воланда и пытаясь общество от опаснейшего иностранца.
Через балконную дверь таинственный посетитель вошел в комнату Ивана. Вот каким его увидел поэт: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами… человек лет примерно тридцати восьми… одет в больничное». Между ними произошел доверительный разговор, в котором Иван неожиданно и смело признался соседу, назвавшемуся мастером, в том, что пишет «чудовищные» стихи и поклялся больше не писать их. Он, видимо, осознавая свою необразованность и стыдясь этого, оставался порядочным человеком и своим признанием освободил себя от лжи и принуждения. По поэта, гость поведал свою историю, настолько поразившую Ивана, что его жизнь круто изменилась после этой встречи. «Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами» Мастер владел пятью языками, в том числе латинским и греческим. И когда однажды он выиграл по облигации крупную сумму денег, «купил книг… нанял… две комнаты в подвале маленькою домика в садике… Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». Иван Бездомный только теперь стал задумываться, что такое подлинное творчество и какой серьезной подготовки оно требует от вступившего на писательский путь. Поэт понял, что для Мастера творчество – это вся жизнь, что он нисколько не похож ни на тех продажных членов МАССОЛИТа, которые пишут лишь то, что понравилось бы властям, ни на таких малообразованных и плохо осознающих смысл художественного творчества, как он.
В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в , он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.
Когда роман был дописан и одна из газет опубликовала отрывок из произведения, критика обрушилась с руганью и осуждением на автора романа. Началась травля Мастера. Жизнь художника утрачивала смысл, и в приступе малодушия он сжег рукопись. Лишь последнюю часть романа возлюбленная Мастера Маргарита от огня. И только Маргарита верила в гениальное творение своего Мастера и поддерживала его. Но он устал и в состоянии полной апатии, подавленности после нескольких месяцев ареста добровольно приехал в клинику, признавая себя неизлечимым душевнобольным. Да, Мастер поддался страху после потока злобных, угрожающих статей, но он не пошел на сделку со своей совестью, не стал при и переделывать свой роман. Он никого не предал, никому не причинил зла. Просто он не выдержал враждебности, клеветы и поддался отчаянию. Поэт отрекся и от своего романа, и от своей возлюбленной, и от всего, что ему была так дорого. У него не было сил бороться, потому что потерял веру в справедливость. Так он заплатил за право провозгласить свою истину. Булгаков обвинил тем самым общественную систему, которая не позволяет честному художнику реализовать себя и обрекает его на духовнего», справедливость восторжествует. Поэтому автор наградил Мастера желанным покоем, а его ученика прозрением. ую смерть. А вот Маргарита верила в торжество справедливости, поэтому она победила и вернула своего Мастера благодаря вмешательству высших сил. Воланд дает возможность Мастеру закончить роман и прекратить муки Понтия Пилата одним словом – «свободен!». И после этого он дарует своему герою покой. Мастер уходит от людей. Но на земле у него остался ученик. Мастер открыл глаза Ивану Бездомному на подлинное искусство и на работу художника. Под влиянием Мастера Иван принимает решение засесть за учебу. В эпилоге романа мы встречаемся с ним уже как с профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Ему «все известно, он все знает и понимает». Но нет у профессора настоящего счастья, в чем каждый раз можно убедиться, наблюдая за ним в период полной луны, когда ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении.
Прочитанный мною рассказ Л.Н.Толстого "После бала" заставил меня задуматься о вещах, которые так или иначе касаются двух противоположных сторон жизни.
Рассказчик Иван Васильевич начал говорить о том, как в одну ночь переменилась вся его жизнь, и я подумал, что ничего нового он для меня не открыл, что бывают разные ситуации, которые в одночасье меняют жизнь человека.
Но он продолжил свой рассказ, и я стал думать уже о том, что жизнь имеет свою парадную, светлую, красивую сторону и изнанку, где видишь только грязь, мерзость, несправедливость, жестокость, унижение... На "светлой" стороне жизни нарядные люди всю ночь веселятся на балах, танцуют под звуки прекрасной музыки, пьют шампанское, влюбляются в красивых девушек.
Но наступает утро, и музыка оркестра сменяется унылыми звуками барабана и флейты, это "другая, жесткая, нехорошая музыка". Её визгливые неприятные звуки заставляют содрогнуться рассказчика, а вместе с ним содрогается и читатель. Это карают за провинность солдатика-татарина, безжалостно стегают шпицрутенами. Зрелище этой казни вызывает ужас: "Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека".
Но что это? "...твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым". Это был тот полковник, отец любимой Вареньки, прекрасно сложенный воинский начальник, который пару часов назад так лихо отплясывал на балу мазурку.
- Насколько двуличны бывают люди! - подумал я. - Как они могут заключать в себе два таких разных качества: в одних обстоятельствах ласково улыбаться, быть милыми и добрыми, а позже становиться жестокими и безжалостными? Как может эта сильная рука в замшевой перчатке, которая недавно обнимала девушку в танце, сейчас бить по лицу несчастного слабосильного, истекающего кровью солдата?
Да, пережить такое потрясение в жизни я бы очень не хотел, но именно об этом, о двух разных сторонах нашей действительности, заставил меня задуматься этот рассказ.
Не случайно в начале романа Булгаков знакомит читателя с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем
Берлиозом и молодым поэтом Иваном Бездомным, выставляя на осмеяние нелепости советских учреждений и пороки претендентов на звание «инженеров человеческих душ». Принадлежность таких «писателей» к МАССОЛИТу сулит им сытую и комфортную жизнь, ради которой они пренебрегают понятиями о долге, чести и совести. И читателю становится понятно, как трудно быть настоящим творцом среди подлецов, доносчиков и при .
Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя
Воланда и пытаясь общество от опаснейшего иностранца.
Через балконную дверь таинственный посетитель вошел в комнату Ивана. Вот каким его увидел поэт: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами… человек лет примерно тридцати восьми… одет в больничное». Между ними произошел доверительный разговор, в котором Иван неожиданно и смело признался соседу, назвавшемуся мастером, в том, что пишет «чудовищные» стихи и поклялся больше не писать их. Он, видимо, осознавая свою необразованность и стыдясь этого, оставался порядочным человеком и своим признанием освободил себя от лжи и принуждения. По поэта, гость поведал свою историю, настолько поразившую Ивана, что его жизнь круто изменилась после этой встречи. «Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами» Мастер владел пятью языками, в том числе латинским и греческим. И когда однажды он выиграл по облигации крупную сумму денег, «купил книг… нанял… две комнаты в подвале маленькою домика в садике… Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». Иван Бездомный только теперь стал задумываться, что такое подлинное творчество и какой серьезной подготовки оно требует от вступившего на писательский путь. Поэт понял, что для Мастера творчество – это вся жизнь, что он нисколько не похож ни на тех продажных членов МАССОЛИТа, которые пишут лишь то, что понравилось бы властям, ни на таких малообразованных и плохо осознающих смысл художественного творчества, как он.
В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в , он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.
Когда роман был дописан и одна из газет опубликовала отрывок из произведения, критика обрушилась с руганью и осуждением на автора романа. Началась травля Мастера. Жизнь художника утрачивала смысл, и в приступе малодушия он сжег рукопись. Лишь последнюю часть романа возлюбленная Мастера Маргарита от огня. И только Маргарита верила в гениальное творение своего Мастера и поддерживала его. Но он устал и в состоянии полной апатии, подавленности после нескольких месяцев ареста добровольно приехал в клинику, признавая себя неизлечимым душевнобольным. Да, Мастер поддался страху после потока злобных, угрожающих статей, но он не пошел на сделку со своей совестью, не стал при и переделывать свой роман. Он никого не предал, никому не причинил зла. Просто он не выдержал враждебности, клеветы и поддался отчаянию. Поэт отрекся и от своего романа, и от своей возлюбленной, и от всего, что ему была так дорого. У него не было сил бороться, потому что потерял веру в справедливость. Так он заплатил за право провозгласить свою истину. Булгаков обвинил тем самым общественную систему, которая не позволяет честному художнику реализовать себя и обрекает его на духовнего», справедливость восторжествует. Поэтому автор наградил Мастера желанным покоем, а его ученика прозрением. ую смерть. А вот Маргарита верила в торжество справедливости, поэтому она победила и вернула своего Мастера благодаря вмешательству высших сил. Воланд дает возможность Мастеру закончить роман и прекратить муки Понтия Пилата одним словом – «свободен!». И после этого он дарует своему герою покой. Мастер уходит от людей. Но на земле у него остался ученик. Мастер открыл глаза Ивану Бездомному на подлинное искусство и на работу художника. Под влиянием Мастера Иван принимает решение засесть за учебу. В эпилоге романа мы встречаемся с ним уже как с профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Ему «все известно, он все знает и понимает». Но нет у профессора настоящего счастья, в чем каждый раз можно убедиться, наблюдая за ним в период полной луны, когда ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении.