Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт всех времен и народов. Его гениальные произведения волновали читателей многих поколений. Но его стихи по-прежнему молоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Александра Сергеевича является роман “Евгений Онегин”. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, роман многосторонен, дает представление о жизни России первой четверти XIX века. Но меня больше интересуют образы героев этой эпохи. Устарели ли наши идеалы по сравнению с пушкинскими временами? Я думаю, нет. Попробую сопоставить двух героев: Татьяну и Онегина. Да, это трудно — сравнивать мужчину и женщину, но и интересно.Татьяна — вдумчивая, романтическая натура, выросшая на русском раздолье.Задумчивость, ее подругаОт самых колыбельных дней,Теченье сельского досугаМечтами украшала ей.Онегин же в суете светской жизни не чувствует ее прелести,Там будет бал, там детский праздник.Куда ж поскачет мой проказник?С кого начнет он? Все равно:Везде поспеть немудрено.Евгений рано устает от бессмысленной жизни, пытается наполнить ее чтением, трудом:Томясь душевной пустотой,Уселся он — с похвальной цельюСебе присвоить ум чужой;Отрядом книг уставил полку.Читал, читал, а все без толку...Образ жизни героев продиктован тем, что Татьяна живет в деревне, а Евгений — в столице. Ее воспитывают няня, природа России, семейный уклад. Герой же был отдан с раннего детства на руки “Мadame и Моnsier”. “Русская душою”, героиня воспринимает жизнь в деревне спокойно. Она живет в гармонии с природой, поэтому не испытывает скуки, тоски. Татьяна — цельная & богатая натура, а не пустой сосуд, который требует заполнения. Героиня любит читать романы, которые ей заполняют однообразие жизни, будят воображение:Ей рано нравились романы;Они ей заменяли все;Она влюблялася в обманыИ Ричардсона и Руссо.Но и русская старина близка героине. Татьяна с удовольствием слушает нянины сказки, верит гаданиям, приметам:...Страшные рассказыЗимою в темноте ночейПленяли больше сердце ей.Волей судьбы оказавшись в деревне, Евгений поступает благоразумно и рационально:Ярем он барщины стариннойОброком легким заменил;И раб судьбу благословил.Но и только. Природа его волнует ровно “два дня”, скука одолевает так же неотвратимо, как и в столице. Евгений не знает русской природы, не умеет ее любить и ценить, понимать ее, так как его воспитывали в городе да еще и иностранцы. Встретив Татьяну, он сразу понял и оценил ее, но “привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу я потерять не захотел” — так потом он объяснит Татьяне причину своей холодности.Испытание любовью герой не Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, “игре”, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Он пытается обучить героиню скрывать подлинные чувства, уметь лицемерить, то есть тому, что умел сам.Учитесь властвовать собою;Не всякий вас, как я, поймет;К беде неопытность ведет.А вот любить, быть искренним, открытым он не может. Из-за этого теряет единственный шанс, данный Богом или судьбой, быть счастливым. Герой признается:Но я не создан для блаженства;Ему чужда душа моя;Напрасны ваши совершенства:Их вовсе недостоин я.Онегин — противоречивая натура. Он не уважает поместное дворянство, среди которого живет, а с другой стороны — боится быть оклеветанным этими людьми. Из-за этой слабости Онегин убивает на дуэли приятеля и едет путешествовать. Зачем? Чтобы успокоить душу, совесть? А может быть, чтобы погибнуть от шальной пули:Онегин взором сожаленьяГлядит на дымные струиИ мыслит, грустью отуманен:Зачем я пулей в грудь не ранен?Зачем не хилый я старик...Я молод, жизнь во мне крепка;Чего мне ждать? тоска, тоска!Последняя фраза приводит в ужас. Как же печальна и безысходна должна быть жизнь, если молодой человек мечтает о смерти!Татьяна же по-прежнему ровна, спокойна, величава. Но как ей дается это спокойствие?! Она хорошая “ученица”, прекрасно усвоившая урок, данный ей в деревне. Героиня лучше понимает Онегина, чем он сам себя.Роман обрывается на полуфразе. Но автор сказал все, что хотел. Он создал образ героя двадцатых годов XIX века. Нарисовал прекрасный портрет русской женщины, уходящий корнями в деревенскую литературу. И фраза Татьяны:Я вас люблю (к чему лукавить?),Но я другому отдана;Я буду век ему верна, —достойный конец, венчающий этот бессмертный, вечно юный роман.
Преподобный сергий родился в селе варницы, под ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр кирилла и марии. господь предызбрал его еще от чрева матери. в житии преподобного сергия повествуется о том, что за божественной литургией еще до рождения сына праведная мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением святого евангелия, во время херувимской песни и когда священник произнес: "святая святым". бог даровал преподобным кириллу и марии сына, которого назвали варфоломеем. с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. заметив это, мария вовсе отказалась от мясной пищи. в семилетнем возрасте варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим стефаном и младшим петром. братья его учились успешно, но варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. тогда варфоломей со слезами взмолился к господу о даровании ему книжного разумения. однажды отец послал варфоломея за лошадьми в поле. по дороге он встретил посланного богом ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. варфоломей ответил: "всей душой я желаю научиться грамоте, отче святой, за меня богу, чтобы он мне познать грамоту". инок исполнил просьбу варфоломея, вознес свою молитву к богу и, благословляя отрока, сказал ему: "отныне бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". при этом старец достал сосуд и дал варфоломею частицу просфоры: "возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - это дается тебе в знамение благодати божией и для разумения святого писания". старец хотел удалиться, но варфоломей просил его посетить дом родителей. родители с честью встретили гостя и предложили угощение. старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать псалтирь. варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном сергии: "велик будет ваш сын пред богом и людьми. он станет избранной обителью святого духа". с тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.