, чем сможете . В мае зачёт по литературе.
Былина как жанр устного народного творчества. Рассказать о былине «Вольга и Микула» (построение, развитие сюжета, язык былины)
Новгородский цикл былин. «Садко». Расскажите о главном герое былины, его жизни, истории путешествия. Как автор относится к Садко? Объясните свою точку зрения.
Героический эпос. «Песнь о Роланде». Что вы узнали о герое песни. Что хотел сказать автор в своем произведении?
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Что вы могли бы сказать о характерах главных героев повести, их поступках? Чем важна для нашего времени история жизни Петра и Февронии? Чему она учит?
Расскажите о М. В. Ломоносовым, о его деяниях как учёного, поэта и общественного деятеля, используя материалы учебника. Расскажите о теории «трёх штилей, которую создал М.В. Ломоносов.
Подготовьте похвальное слово Г.Р. Державину, опираясь на материалы учебника (1 часть).
Расскажите о Самсоне Вырине из повести А.С Пушкина «Станционный смотритель». В чем трагедия этого «маленького человека»?
Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряного пятака? Дайте развернутый ответ.
Какая картина висела в доме станционного смотрителя? Расскажите о ней. Мотив «блудного сына» становится главным в повести. Докажите это.
Расскажите о герое-повествователе, который рассказывает нам историю о Самсоне Вырине. Как его зовут, какой он человек?
Какое чувство осталось у вас после прочтения поэмы «Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» ? судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?
Расскажите о поединке купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Какую роль играет этот эпизод в песне? Свой ответ обоснуйте.
Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (на выбор). Проанализируйте его.
Расскажите о Тарасе Бульбе. Что нравится Гоголю в герое?
А. П. Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Н.В.Гоголя «царём степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку? Какую роль играет описание степи в повести Н.В.Гоголя?
Расскажите о сказке Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»? Над чем смеётся автор? Какие приёмы использует, чтобы мы тоже посмеялись над героями сказки?
«Детство» Л.Н. Толстой. Расскажите о Николеньке Иртеньеве. Как Вы понимаете смысл названия повести? В чём суть повести? Что хотел рассказать нам автор?
Расскажите о доме Кашириных. Почему так часто ссорились в семье деда? Что Алёша понял, общаясь с родственниками? Кто из семьи Кашириных оказал на мальчика большое влияние?
Расскажите о Данко, герое рассказа «Старуха Изергиль». Напрасна ли была жертва Данко?
В чём смысл рассказа Л. Андреева «Кусака»? Как построен рассказ. Какой эпизод Вам понравился и почему? Дайте обоснованный ответ.
Какими предстают герои рассказа А.Платонова «Юшка»? Расскажите о Юшке. Как Вы понимаете слово «сострадание»? Как это понятие раскрывается в рассказе Платонова?
О чём рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»? Объясните название рассказа. Расскажите о героях. Что хотел сказать автор читателям в этом рассказе?
Федор Абрамов «О чём плачут лошади»? Какие раздумья вызвал у Вас этот рассказ? Какова главная тема рассказа? Почему лошади вызвали такое острое чувство жалости у автора?
Евгений Носов «Кукла». Как Вы понимаете конец рассказа? Расскажите, о чём этот рассказ. Как Вы понимаете его название?
Утро. С бухты веет туманом, снега нет, море гудит. Слышны выстрелы. В городе время от времени идут сражения. Но на базаре продают булочки и сбитень. Жизнь идет, и люди уже перестали обращать внимание на войну. На бастионах же можно увидеть разные лица и " изумительные, возвышающие душу зрелища. " В больнице солдаты ведут неторопливый разговор о том, кто потерял ногу и почему. (Вспоминают женщину, которая носил обед мужу, а теперь без ноги) В одних палатах ампутируют конечности, бросая отрезанное в угол, в других перевязывают и оперируют.Здесь автор видит войну не в парадном виде с барабанами и музыкой,а в крови и страдания. Офицер с четвертого бастиона говорит не о снарядах, летящих над головой, а о грязи. Так он защищается от страха,опасности. Около четвертого много невоенных, есть раненые. Артиллерист говорит о том, что пятого на батарее было одно орудие и совсем не было прислуги, а утром уже можно было снова палить из многочисленных пушек. Еще одно воспоминание : бомба попала в землянку, и погибли одиннадцать человек. Толстой замечает, что в движениях и осанке русских заметны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Если пушечное ядро летит прямо в человека, то у него возникает ( кто - кого).«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»