Силлабо-тоническое стихосложение - (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. хорей, ямб) и трехсложные (см. дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см. метрическое стихосложение) и силлабической (см. силлабическое стихосложение) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов), Тредиаковский ввел понятие стопы (см. стопа) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи). Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см. стопа). Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных - от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см. пиррихий). И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога - спондей.
Силлабо-тоническое стихосложение - (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. хорей, ямб) и трехсложные (см. дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см. метрическое стихосложение) и силлабической (см. силлабическое стихосложение) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов), Тредиаковский ввел понятие стопы (см. стопа) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи). Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см. стопа). Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных - от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см. пиррихий). И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога - спондей.
- (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. хорей, ямб) и трехсложные (см. дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см. метрическое стихосложение) и силлабической (см. силлабическое стихосложение) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов), Тредиаковский ввел понятие стопы (см. стопа) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи). Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см. стопа). Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных - от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см. пиррихий). И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога - спондей.
- (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. хорей, ямб) и трехсложные (см. дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см. метрическое стихосложение) и силлабической (см. силлабическое стихосложение) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов), Тредиаковский ввел понятие стопы (см. стопа) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи). Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см. стопа). Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных - от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см. пиррихий). И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога - спондей.