Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.
Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.
На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.
Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.
Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.
Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.
Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.
В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.
Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:
Если попросить казахстанцев рассказать про красоты и достопримечательности Казахстана, то любой школьник назовёт стандартный набор: Шымбулак, Медеу, Боровое, Алаколь, Туркестан, Балхаш. Чуть более продвинутые (не будем во внимание брать алматинцев) вспомнят Кольсайские озёра, Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон и т.д. И назовут эти места казахстанцы, вероятнее всего, не потому, что там были, а просто потому, что более-менее знают географию родной страны и видели картинки в интернете.
Именно поэтому нужно больше знать а культуре нашей стране...
В нашей стране не так много туристов как в : Турции,России,Германии,
Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.
Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.
На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.
Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.
Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.
Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.
Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.
В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.
Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:
Если попросить казахстанцев рассказать про красоты и достопримечательности Казахстана, то любой школьник назовёт стандартный набор: Шымбулак, Медеу, Боровое, Алаколь, Туркестан, Балхаш. Чуть более продвинутые (не будем во внимание брать алматинцев) вспомнят Кольсайские озёра, Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон и т.д. И назовут эти места казахстанцы, вероятнее всего, не потому, что там были, а просто потому, что более-менее знают географию родной страны и видели картинки в интернете.
Именно поэтому нужно больше знать а культуре нашей стране...
В нашей стране не так много туристов как в : Турции,России,Германии,