Чему научил тебя этот рассказ?
А теперь я расскажу тебе историю, которая была со мной. В первом классе сельской школы, в деревне Грузкозорянка, на Украине, я дружил с девочкой, второклассницей, дочерью нашей учительницы Марии Ивановны Бурыма. Девочку звали Юля, я часто бывал у них в доме, потому что брат Юли, Николай, или, как мы звали его — Колян, был большим выдумщиком. Во дворе мы с ним прокопали глубокую колею, сделали разъезды, ответ¬вления, достали колёса от тачек, катали их по колеям, представ¬ляя, что это — поезда. И вот, видя меня часто с Юлей, мальчиш-ки и девчонки с нашей улицы, в том числе и моя одноклассница Вера, в доме родителей которой мы снимали комнатку, стали дразнить нас «жених и невеста». Да ты знаешь эту дразнилку: «Жених и невеста, тилинь-тилинь-тесто»! Мне было обидно, а Юля — та вообще плакала. Но дружба наша была крепкой, и мы всё равно ходили вместе. Но всё же я злился, это было видно, и это ещё более подзадоривало дразнилыциков. Наконец я не выдержал, завязалась драка, кого-то я поколоти л, от кого-то мне досталось, стукнул я и Верку. Сижу на крыльце, идёт её мать Анна Григорьевна, смотрит на меня сурово. Ну, думаю, сейчас ещё и от неё попадёт. А она подходит, садится рядом на крылеч¬ко хаты и говорит спокойно:
— Отлупцовалы тэбэ, хлопчэ?
— Ага, — говорю.
— А чого ж ты до ных лиз? Их жэ он скилько, а ти — один. Чы усих хотив побыты?
— Ага, — говорю, — усих...
— От чудак. Хиба ж усих побьёшь?
— А что они дразнятся?
— А ты йих нэ слухай. Собака лае— витер носэ. Йидить з своею Юлькою, кав будто вы и е женых та невеста. Боны й отстануть….
И что же ты думаешь? Отстали. Стали мы ходить с Юлькой не только рядом, а взявшись за руки, нам кричали «жених и невеста», а мы говорили: «А вам завидно?» И отстали с той поры столько лет, а совет Анны Григорьевны, нашей хозяйки доброй крестьянки, впитавшей мудрость от отцов и дедов, до сих пор мне в жизни. И когда я слышу я слышу в свой адрес порой напраслину, я продолжаю жить так, как жил до того, если я уверен, что это напраслина, а не критика моих действительно неверных поступков. И как тут не вспомнить русскую нашу пословицу: «Кто гнев одолевает — тот крепок бывает».
Что же, значит, всё прощать? Нет, не прощать, но уметь быть выше мелочей, зато, как говорят в народе: «На крепкий сук точи топор, на брань умей давать отпор для того, чтобы дать отпор, не обязательно пускать в ход кулаки. Живи достой¬но, учись отлично, будь добрым и верным товарищем, вступись за слабого, признайся честно в совершённом не в этом ли доказательство силы, куда более надёжной, чем кула¬ки.
Вот для чего нужны нам силы: для защиты Отечества, для борьбы с тем, кто мешает жить людям, для того, чтобы встать стеной за справедливость. Тут уже себя жалеть нечего. А драть¬ся по мелочному пустячному поводу — не походить ли на тех пе¬тухов, которые в стихах Каюма Тангрыкулиева говорят: «Посме¬шищем станем, а сытыми — нет
Рассказ учит, что в жизни надо уметь отличать главное от второстепенного, быть выше обыденных мелочей, не опускаться до драки с обидчиком, не обращать внимания на пустяки и свои силы беречь для действительно важных дел, для борьбы за справедливость.