Стремясь к широкому охвату русской действительности, Н. А. Некрасов легко переходил от изображения одной социальной сферы к описанию другой. Эпическая основа «Железной дороги» (1864) позволяет отнести это произведение к жанру поэмы, хотя объем ее небольшой, и иногда «Железную дорогу» называют стихотворением. Внимание поэта привлекла острая социальная тема — строительство железных дорог, где процветала безжалостная эксплуатация рабочих, вчерашних крестьян, выгнанных из сел и деревень — «с разных концов государства великого» — голодом и нуждой. Именно в этой поэме Н. А. Некрасов создал незабываемый «гимн» в честь «царя- голода» , единственный в своем роде: «В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод названье ему. / Водит он армии; в море судами / Правит; в артели сгоняет людей, / Ходит за плугом, стоит за плечами / Каменотесцев, ткачей. / Он-то согнал сюда массы народные. / Многие — в страшной борьбе, / К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе...». Символом народного горя встает также образ больного белоруса с заступом, по колено в холодной воде: «Трудно свой хлеб добывал человек!»
Эпиграф, предпосланный поэме, сообщает, что железную дорого между Петербургом и Москвой строил граф П. А. Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I. Эпиграф насыщен сарказмом, а вся поэма служит страстным опровержением эпиграфа. В основе сюжета поэмы — разговор генерала-отца с сыном Ваней. Правду же о том, кто на самом деле построил железную дорогу, Ваня узнает из песен мертвецов ( жанр): люди, умершие во время строительства железной дороги, сами рассказывают Ване о своей судьбе. Тени погибших истинных строителей дороги, бегущие за окном вагона, требуют отмщения и восстановления поруганной справедливости. Художественная выразительность стихов достигает предела, когда слышатся голоса замученных непосильным трудом людей и монотонность их жалоб создает ощущение страшной реальности. «Прямо дороженька: насыпи узкие, / Столбики, рельсы, мосты. / А по бокам-то все косточки русские... / Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? / Чу! восклицанья послышались грозные! / Топот и скрежет зубов; / Тень набежала на стекла морозные... / Что там? Толпа мертвецов! / То обгоняют дорогу чугунную, / То сторонами бегут. / Слышишь ты пение?.. "В ночь эту лунную / Любо нам видеть свой труд!.. / Братья! Вы наши плоды пожинаете! / Нам же в земле истлевать суждено... / Все ли нас, бедных, добром поминаете / Или забыли давно?"»
В соответствии с эпиграфом Н. А. Некрасов развернул в поэме злободневный в те годы спор о роли народа в создании духовных и материальных ценностей. Генерал соглашается с тем, что железную дорогу построил народ, но ой настаивает на том, что народ только воплощать, а не созидать, не генерировать идеи. Лирический герой пытается спорить, но генерал не дает. Тогда лирический герой рисует для Вани «отрадную картину» — она оказывается очень горькой. Но есть грусть-надежда: народ «Вынесет все — и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе». Но когда это будет?..
Стремясь к широкому охвату русской действительности, Н. А. Некрасов легко переходил от изображения одной социальной сферы к описанию другой. Эпическая основа «Железной дороги» (1864) позволяет отнести это произведение к жанру поэмы, хотя объем ее небольшой, и иногда «Железную дорогу» называют стихотворением. Внимание поэта привлекла острая социальная тема — строительство железных дорог, где процветала безжалостная эксплуатация рабочих, вчерашних крестьян, выгнанных из сел и деревень — «с разных концов государства великого» — голодом и нуждой. Именно в этой поэме Н. А. Некрасов создал незабываемый «гимн» в честь «царя- голода» , единственный в своем роде: «В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод названье ему. / Водит он армии; в море судами / Правит; в артели сгоняет людей, / Ходит за плугом, стоит за плечами / Каменотесцев, ткачей. / Он-то согнал сюда массы народные. / Многие — в страшной борьбе, / К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе...». Символом народного горя встает также образ больного белоруса с заступом, по колено в холодной воде: «Трудно свой хлеб добывал человек!»
Эпиграф, предпосланный поэме, сообщает, что железную дорого между Петербургом и Москвой строил граф П. А. Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I. Эпиграф насыщен сарказмом, а вся поэма служит страстным опровержением эпиграфа. В основе сюжета поэмы — разговор генерала-отца с сыном Ваней. Правду же о том, кто на самом деле построил железную дорогу, Ваня узнает из песен мертвецов ( жанр): люди, умершие во время строительства железной дороги, сами рассказывают Ване о своей судьбе. Тени погибших истинных строителей дороги, бегущие за окном вагона, требуют отмщения и восстановления поруганной справедливости. Художественная выразительность стихов достигает предела, когда слышатся голоса замученных непосильным трудом людей и монотонность их жалоб создает ощущение страшной реальности. «Прямо дороженька: насыпи узкие, / Столбики, рельсы, мосты. / А по бокам-то все косточки русские... / Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? / Чу! восклицанья послышались грозные! / Топот и скрежет зубов; / Тень набежала на стекла морозные... / Что там? Толпа мертвецов! / То обгоняют дорогу чугунную, / То сторонами бегут. / Слышишь ты пение?.. "В ночь эту лунную / Любо нам видеть свой труд!.. / Братья! Вы наши плоды пожинаете! / Нам же в земле истлевать суждено... / Все ли нас, бедных, добром поминаете / Или забыли давно?"»
В соответствии с эпиграфом Н. А. Некрасов развернул в поэме злободневный в те годы спор о роли народа в создании духовных и материальных ценностей. Генерал соглашается с тем, что железную дорогу построил народ, но ой настаивает на том, что народ только воплощать, а не созидать, не генерировать идеи. Лирический герой пытается спорить, но генерал не дает. Тогда лирический герой рисует для Вани «отрадную картину» — она оказывается очень горькой. Но есть грусть-надежда: народ «Вынесет все — и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе». Но когда это будет?..