в первой фразе рассказа м. а. осоргина «пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». у писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». осоргин активно использует олицетворение, с которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. часто используется метафора, поэтому у осоргина повседневны бытовые вещи приобретают свой особый характер: «вещи‑труженики», «демократичный стакан». «что‑то поразительное» видит осоргин в украшениях, тонко подмечая все мелочи, он складывает их воедино, рисуя уже не предмет, но человеческий характер.
пенсне показательна. автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. в пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. это юмористическое утверждение сродни «закону подлости». автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец квартиру, так его и не нашел. зато поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но не смотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось. на автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что‑то совершенно естественное: «нужно было видеть моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».
Жить и сгорать у всех в обычае, но жизнь тогда лишь обессмертишь, когда ей к свету и величию своею жертвой путь прочел я у одного поэта (б.пастернак. «смерть сапера»). так рассуждали декабристы. но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе. богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом, и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом. так высказывался лермонтов о своих ровесниках в «думе». и если бы была необходимость подобрать эпиграфы к главам «героя нашего времени», все их можно было бы найти в этом стихотворении. последекабристская эпоха — тусклый период в нашей . господствовали муштра и казармы, живая мысль преследовалась, страна словно оцепенела. в эти годы появились люди и характеры, которые писатель обобщил в образе печорина, пояснив, что «герой нашего времени» — портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов xix века в полном их развитии. да, григорий александрович печорин, к сожалению, отражал думы и настроения многих блестяще образованных и одаренных дворян. он мог сделать многое, но не совершил ничего достойного. лучшие силы и чувства потрачены впустую, на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих страдания другим. полный необъятных сил, он ищет им применение: похищает бэлу, например. для этого сбивает с пути мальчишку азамата, который после этого, скорее всего, «пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову». лишает любимого коня казбича. а бедная бэла? ведь и она умирает. печорин страдает. он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. но вот встречается княжна мери, и прежние сожаления оставлены: он влюбляет в себя девушку, принеся ей разочарование. а попутно заводит смертельную ссору с грушницким, которого прежде считал приятелем. печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». и только в «фаталисте», кажется, делает одно полезное дело: разоружает пьяного казака с риском для жизни. но словно какой-то рок преследует его. ведь и здесь кончается трагической смертью вулича, предсказанной григорием александровичем. кажется, между строк читаем мы: «дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл! » но в эпоху «застоя», каким и было время правления николая i, больших, настоящих дел всегда не так уж перечислены наиболее интересные эпизоды известной нам жизни печорина. устав от нее, он едет умирать в персию. о самом страшном для каждого человека роковом рубеже он говорит просто и буднично: «что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно». почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, счастливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни? ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что новое увлечение будет долгим. и ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. у него нет цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять. рассуждая с нашей точки зрения, он мог выбрать любую из дорог: жить в своих поместьях, обогащая отчизну и заботясь о крестьянах; по мере сил приносить пользу на государственной службе; заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства в людях и осуждая несправедливость. наконец, жить семьей и воспитывать детей. но он не выбирает ни одну. конечно, во многом виноват сам печорин. в любую эпоху можно найти себе благое дело. но виновата и эпоха. больно за страну, в которой светлые умы и сильные характеры мелочно проводят свою жизнь. это говорит о кризисе строя. образы лишних людей, начавшись онегиным, присутствуют в лучших произведениях первой половины xix века. в наше совсем недавнее время тоже существовало много «лишних» людей. недаром так много в обществе опустившихся интеллигентов. им некуда было приложить силы. из рассказов отца я знаю, что два его товарища по университету, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. застывшему обществу не нужны талантливые люди. я не буду писать, что не в тот век живу, наше время совсем неплохое, но большие умы нынче нам ни к чему; вдруг они посягнут на «святое», — так писал товарищ отца, он спился. у другого нелады конечно, наши родители и дворяне были материально в разных условиях. но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни. я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение не сможет жаловаться на отсутствие смысла жизни. и, надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать: толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдем без шума и следа, не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда.
в первой фразе рассказа м. а. осоргина «пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». у писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». осоргин активно использует олицетворение, с которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. часто используется метафора, поэтому у осоргина повседневны бытовые вещи приобретают свой особый характер: «вещи‑труженики», «демократичный стакан». «что‑то поразительное» видит осоргин в украшениях, тонко подмечая все мелочи, он складывает их воедино, рисуя уже не предмет, но человеческий характер.
пенсне показательна. автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. в пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. это юмористическое утверждение сродни «закону подлости». автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец квартиру, так его и не нашел. зато поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но не смотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось. на автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что‑то совершенно естественное: «нужно было видеть моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».
подробнее - на -