В 1830 году Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но здесь поэту пришлось пробыть не месяц, как он планировал, а целых три, потому что началась эпидемия холеры. И это вынужденное пребывание в Болдине было отмечено небывалым взлетом творчества. Здесь Пушкин закончил "Евгения Онегина", написал "Повести Белкина", "Историю села Горюхина", "Маленькие трагедии", народно-лирическую драму "Русалка", поэму "Домик в Коломне", "Сказку о попе и работнике его Балде" и несколько чудесных лирических стихотворений.
В этот период народность, историзм и реализм, присущие поэту, раскрылись по всей полноте его творческих возможностей.
Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Он превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства и преодолевающее на своем пути самые трудные преграды.
В это время Пушкин думает о будущем, ему хочется личной независимости и простых человеческих радостей, но его томят и мрачные предчувствия. Пушкин приходит в отчаяние от жестокости российской действительности, отсутствия в обществе революционных идей, свирепого подавления свободы и издевательства над достоинством человека.
Правительство не упускало случая напомнить поэту о своем недоверии. Журналы пишут об упадке таланта поэта: публикуется фельетон, в котором утверждалось, что Пушкин "в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины... " Поэта обвиняют даже в подражательстве, называют его "великим человеком на малые дела".
Пушкин не смог смолчать, он пытается отвечать наглым клеветникам, но борьба слишком неравна. Переживания поэта определяются его одиночеством, глубокими обидами на правящие круги, травлей со стороны светского общества, неразрешимыми социальными противоречиями и несбывшимися ожиданиями.
В пушкинском стихотворении "Бесы" чувствуется потерянность и тревога, охватившая поэта. В "Элегии" Пушкин подводит итог прожитой жизни: тут тоже горечь, уныние, печаль, душевная смута и безрадостные предчувствия:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.
Но заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым и просветленным ее принятием:
Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.. .
Отдавая честь национальным заслугам дворянства, пришедшего в упадок и разорившегося, Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии ("На выздоровление Лукулла"). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость положения человека, ненавидящего придворные сферы, но вынужденного в них вращаться, поэт рвется к свободе ("Не дай мне бог сойти с ума", "Пора, мой друг, пора! "), к жизни, полной радости. Пушкин мыслит и чувствует себя представителем простого народа.
В "Повестях Белкина" Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни: человек думает, говорит и поступает так, как его воспитала та среда, в которой он находился. В "Повестях... " отображены военно-офицерские нравы ("Выстрел"), чиновничий и аристократический быт ("Станционный смотритель"), поместно-усадебный уклад ("Метель", "Барышня-крестьянка"). Но сам поэт иронически относится к своим романтическим сюжетам и последовательно выявляет действительные причины поступков героев.
Пушкин, утверждая в "Повестях Белкина" реализм, борется за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысливает и даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы. Он умело объединил парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой и богатством мысли, максимальную лаконичность с глубиной психологического изображения.. .
По - моему ,на этот вопрос гениально и полно ответил критик Белинский ,сказавший ,что "несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорой ". Согласимся с критиком .В них ( в героях ) много общего .Они из одной светской среды - дворян - аристократов ,они вполне образованны ,богаты ,независимы .Ведут праздный образ жизни .Искушены в светских любовных интригах ,достаточно равнодушны и бесстрастны . Они не умеют дружить и ценить дружбу . У них и нет друзей .Они одиноки и безжалостны Они не на настоящую сильную любовь .Более того ,каждый из них убил на дуэли по ничтожному поводу ,ими же затеянному, - человека .Их называют "лишние люди" Каждый из них - герой своего времени .Лермонтов так даже назвал свой роман Почему же тогда уже несколько десятилетий мы интересуемся судьбами этих героев ,читаем о них и изучаем их жизнь подробно и досконально .Почему они интересны нам? Думаю ,ответ в том ,что каждый из нас немного Онегин ,немного Печорин .И их судьба тем для нас и интересна .В каждом есть и спесь ,и жесткость ,и равнодушие .Может ,стоит поближе знать таких людей ,чтобы не совершать их ошибок ? Ведь литература - это учебник жизни . Мы увидели и отметили черты сходства героев .Но все же они разные ,и поступки их при внешней схожести - различны . Тот же Белинский говорит ,что "если Онегин скучает ,то Печорин глубоко страдает".И в этом они различны .Онегин жил в эпоху декабристов и при желании легко мог влиться в их ряды .Среди его друзей были вольнолюбцы .Онегину это не нужно .Он одинок ,зол ,эгоистичен ,и только Татьяна сумела вывести его из состояния хандры .Но и Татьяна не принесет ему счастья Она из тех женщин ,которые не предают .Судьба Онегина незавидна .Он говорит в конце романа "О жалкий жребий мой" Это особенно ярко видно из оперы Чайковского .Этими словами заканчивается опера . А Печорин ? По мнению Белинского ( и мы с ним согласимся) герой глубоко страдает .Мы об этом узнаем из дневников Печорина .А Белинский так определяет суть характера героя :"Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви.." У Печорина нет пути к декабристам .Они уже сосланы и казнены .Нет возможности изменить свою жизнь и жизнь своего народа .Печорин абсолютно одинок и эгоистичен .Его путь теряется на дорогах жизни .Отдаленно мы узнаем ,что он умер где - то за границей .Воистину , прав Белинский ,сказав об Онегине «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца".Все это в той же мере можно отнести и к Печорину . А нам остается только не повторять ошибок героев и учиться у гениев мудрости жизни .
В этот период народность, историзм и реализм, присущие поэту, раскрылись по всей полноте его творческих возможностей.
Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Он превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства и преодолевающее на своем пути самые трудные преграды.
В это время Пушкин думает о будущем, ему хочется личной независимости и простых человеческих радостей, но его томят и мрачные предчувствия. Пушкин приходит в отчаяние от жестокости российской действительности, отсутствия в обществе революционных идей, свирепого подавления свободы и издевательства над достоинством человека.
Правительство не упускало случая напомнить поэту о своем недоверии. Журналы пишут об упадке таланта поэта: публикуется фельетон, в котором утверждалось, что Пушкин "в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины... " Поэта обвиняют даже в подражательстве, называют его "великим человеком на малые дела".
Пушкин не смог смолчать, он пытается отвечать наглым клеветникам, но борьба слишком неравна. Переживания поэта определяются его одиночеством, глубокими обидами на правящие круги, травлей со стороны светского общества, неразрешимыми социальными противоречиями и несбывшимися ожиданиями.
В пушкинском стихотворении "Бесы" чувствуется потерянность и тревога, охватившая поэта. В "Элегии" Пушкин подводит итог прожитой жизни: тут тоже горечь, уныние, печаль, душевная смута и безрадостные предчувствия:
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым и просветленным ее принятием:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.. .
Отдавая честь национальным заслугам дворянства, пришедшего в упадок и разорившегося, Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии ("На выздоровление Лукулла"). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость положения человека, ненавидящего придворные сферы, но вынужденного в них вращаться, поэт рвется к свободе ("Не дай мне бог сойти с ума", "Пора, мой друг, пора! "), к жизни, полной радости. Пушкин мыслит и чувствует себя представителем простого народа.
В "Повестях Белкина" Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни: человек думает, говорит и поступает так, как его воспитала та среда, в которой он находился. В "Повестях... " отображены военно-офицерские нравы ("Выстрел"), чиновничий и аристократический быт ("Станционный смотритель"), поместно-усадебный уклад ("Метель", "Барышня-крестьянка"). Но сам поэт иронически относится к своим романтическим сюжетам и последовательно выявляет действительные причины поступков героев.
Пушкин, утверждая в "Повестях Белкина" реализм, борется за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысливает и даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы. Он умело объединил парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой и богатством мысли, максимальную лаконичность с глубиной психологического изображения.. .
Согласимся с критиком .В них ( в героях ) много общего .Они из одной светской среды - дворян - аристократов ,они вполне образованны ,богаты ,независимы .Ведут праздный образ жизни .Искушены в светских любовных интригах ,достаточно равнодушны и бесстрастны . Они не умеют дружить и ценить дружбу . У них и нет друзей .Они одиноки и безжалостны Они не на настоящую сильную любовь .Более того ,каждый из них убил на дуэли по ничтожному поводу ,ими же затеянному, - человека .Их называют "лишние люди" Каждый из них - герой своего времени .Лермонтов так даже назвал свой роман
Почему же тогда уже несколько десятилетий мы интересуемся судьбами этих героев ,читаем о них и изучаем их жизнь подробно и досконально .Почему они интересны нам?
Думаю ,ответ в том ,что каждый из нас немного Онегин ,немного Печорин .И их судьба тем для нас и интересна .В каждом есть и спесь ,и жесткость ,и равнодушие .Может ,стоит поближе знать таких людей ,чтобы не совершать их ошибок ? Ведь литература - это учебник жизни .
Мы увидели и отметили черты сходства героев .Но все же они разные ,и поступки их при внешней схожести - различны .
Тот же Белинский говорит ,что "если Онегин скучает ,то Печорин глубоко страдает".И в этом они различны .Онегин жил в эпоху декабристов и при желании легко мог влиться в их ряды .Среди его друзей были вольнолюбцы .Онегину это не нужно .Он одинок ,зол ,эгоистичен ,и только Татьяна сумела вывести его из состояния хандры .Но и Татьяна не принесет ему счастья Она из тех женщин ,которые не предают .Судьба Онегина незавидна .Он говорит в конце романа "О жалкий жребий мой" Это особенно ярко видно из оперы Чайковского .Этими словами заканчивается опера .
А Печорин ? По мнению Белинского ( и мы с ним согласимся) герой глубоко страдает .Мы об этом узнаем из дневников Печорина .А Белинский так определяет суть характера героя :"Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви.."
У Печорина нет пути к декабристам .Они уже сосланы и казнены .Нет возможности изменить свою жизнь и жизнь своего народа .Печорин абсолютно одинок и эгоистичен .Его путь теряется на дорогах жизни .Отдаленно мы узнаем ,что он умер где - то за границей .Воистину , прав Белинский ,сказав об Онегине «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца".Все это в той же мере можно отнести и к Печорину .
А нам остается только не повторять ошибок героев и учиться у гениев мудрости жизни .