Чьи это вещи? (определить героя и рассказ) 1.портсигар А.Очумелов из рассказа "Хамелеон" 2.«Носовой платок" Б.Толстый из рассказа "Толстый и тонкий" 3.Шинель С. Червяков из рассказа «Смерть чиновника
После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью. Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе. После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать. Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести: ...Иди — куда зовут! ...Законы, прежде строгие К раскольникам, смягчилися. А с ними и поповскому Доходу мат пришел. Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде. Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке: ...Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую — не нажуюсь! С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что: С французским лучшем трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал... Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое: Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями... Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им. Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения. По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется. В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.
проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
-уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
-наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Оборудование:
портрет К.Г. Паустовского,
выставка книг,
эпиграф-цитата из Библии,
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.
Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Плакат «Год Добрых Дел», стихотворение о маме (приложение)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”). Слайд 1.
Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы. Слайд 2
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг.Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались. Слайд 3
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”. (приложение 1)
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
3. Беседа по рассказу.
-Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
-Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
-Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения). Слайд 4
I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
...Иди — куда зовут!
...Законы, прежде строгие
К раскольникам, смягчилися.
А с ними и поповскому
Доходу мат пришел.
Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
...Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь!
С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
С французским лучшем трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал...
Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.
Объяснение:
проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
-уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
-наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Оборудование:
портрет К.Г. Паустовского,
выставка книг,
эпиграф-цитата из Библии,
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.
Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Плакат «Год Добрых Дел», стихотворение о маме (приложение)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”). Слайд 1.
Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы. Слайд 2
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг.Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались. Слайд 3
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”. (приложение 1)
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
3. Беседа по рассказу.
-Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
-Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
-Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения). Слайд 4
I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?