Это не просто уроки французского, а уроки нравственности. повесть в. г. распутина «уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время. ведь именно так жили большинство людей. у мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. измученная мать не может прокормить всю семью. но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило. главный герой рассказывает, как «глотал сам, и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе — тогда не придется все время думать о еде» . несмотря на голод, холод и лишения, главный герой — талантливый и способный мальчик. это отмечают все. на новом месте мальчишке приходиться нелегко. никому он здесь не нужен, никто о нем не заботиться. в суровое нелегкое время у каждого стремление выжить самому и спасти своих детей. до чужого ребенка никому нет дела. главный герой — это мальчишка со слабым здоровьем, лишенный поддержки и заботы близких. он часто бывает голодным, страдает от головокружений, к тому же его продукты часто крадут. однако находчивый ребенок ищет свой выход из создавшегося положения. и находит. мальчишка начинает играть на деньги, хоть, с точки зрения школьного начальства, такой поступок был настоящим преступлением. но именно игра на деньги дает возможность главному герою покупать себе молоко: при его малокровии молоко просто необходимо. не всегда удача улыбается ему — нередко мальчишке приходиться голодать. «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля» . на главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, лидия михайловна. она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает от учительницы. мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. и тогда лидия михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. однако учительница не оставляет мыслей мальчику. ее выход прост и оригинален. она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
Анализ стихотворения жуковского «ночь» пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными , в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. в произведении жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, целительным воздействием на человеческие души. в первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в «багряные воды», небесные «лазурные своды» постепенно тускнеют, наступают тихие и прохладные сумерки. природная зарисовка насыщена олицетворениями: «утомившийся», «склонился» — о дне, «мирно пошла» — о ночи. в структуре двух основных образов заметно влияние тенденций, достигающих пика развития к концу первого восьмистишия. на просторах художественного пространства как будто встречаются два путника: утомленный, мечтающий об отдыхе и энергичный, исполненный жажды деятельности. пейзажная картина преображается в символико-фантастическую. перед читателем возникает образ спокойной и прекрасной ночи, могущественной волшебницы. о приходе царственной героини возвещает свита, роль которой возложена на античного персонажа геспера. эмоции лирического субъекта, порожденные чудесной метаморфозой, составляют содержание второй части произведения. композиция этого фрагмента организована однородными глаголами в повелительном наклонении: «сойди», «дай» и «успокой». герой апеллирует к ночи, призывая ее людскому роду. что имеется в необычном арсенале «небесной»? по канонам волшебной сказки главная героиня наделяется чудесным покрывалом забвения, которое дарует долгожданный исцеляющий покой. еще одно средство — спокойное пение, подобное колыбельной нежной матери. оно способно заглушить душевную тоску. возвышенный оптимистический тон «ночи» не вызывает сомнений: величественная героиня благосклонно отнесется к настойчивой просьбе, и в «усталые сердца» придет умиротворение. поэтический текст жуковского предваряет обширную тему космологичности пространства, заявленную через призму ночной зарисовки. мотивы угасающего дня находят особый отклик в поэтике тютчева. загадочные переходы света во тьму наталкивают героя-философа на размышления о вечном и месте человека в бескрайнем мире.