Тема моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к ЕГЭ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. При этом важнейшую роль играет лингвистический анализ художественного текста - анализ текста художественного произведения с учетом языковых особенностей, особенностей авторского стиля, норм русского литературного языка и его исторической и территориальной изменчивости. Интерес к лингвостилистическому анализу художественного текста как к филологической дисциплине базируется на важной проблеме интерпретации художественного текста с позиции читателя. Лингвостилистический анализ художественного текста – механизм, позволяющий анализировать тексты с опорой на языковой материал. Предметом лингвистического анализа являются категории языкового употребления тема – идея – материал исторической действительности – языковой материал – сюжет – композиция – образ автора. Основными приёмами лингвистического анализа текста являются:1. Семантико-стилистический анализ,2. Сопоставительно-стилистический анализ,3. Лингвистический комментарий.Приобретая опыт анализа литературных текстов, учащиеся сами начинают пользоваться их языковыми средствами, создавая свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текста уже с 5 класса дают качественный скачок в освоении грамматики, а также в написании творческих работ.Текст – это авторское открытие, осознание тех или иных сторон действительности средствами языка. Чтобы общение состоялось, ученик должен воспринять реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Возникают вопросы: « Почему необходимо учиться понимать текст? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с анализа текста? С чего начинается понимание текста?» С понимания слова. Это означает, что необходимо выработать чувство языка, развивать аналитические и творческие учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.Сложен разбор эпических произведений. Примитивный анализ наносит огромный ущерб их эстетическому восприятию, тем самым снижает воспитательное значение изучаемой книги.
Відповідь:
Расположите события рассказа «Муму» в правильном порядке.
Событие 4. Барыня задумывает женить Капитона на Татьяне.
Событие 2. Герасим тонущего щенка и забирает его в свою каморку.
Событие 1. Барыня велит принести Муму в свои покои.
Событие 6. По приказу барыни дворецкий крадет Муму и затем продает её.
Событие 5. Собака возвращается к любимому хозяину.
Событие 7. Барыня приказывает уничтожить собаку.
Событие 3. Герасим топит Муму и уходит со двора в свою деревню.
3. Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказ И. С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются.
«...судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу...» - Дворецкий Гаврила
«...он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс...» - Харитон
«...дюжий парень, состоявший в должности лакея» - Степан
«...почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству
"поставил правую ножку крестообразно перед левою и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?» - Капитон Климов
«...был нрава строго и серьёзного, любил во всем порядок» - Герасим
«бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким
телом», «...она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...» - Муму
«...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей» - Барыня
«маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке» - Татьяна
4. Прочитайте выводы урока: (не поняла, что нужно сделать в этом задании ???)
Пояснення: