Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» — 1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения. В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»: Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь. Ласкаешь его облака золотые ' И радостно блещешь звездами его. Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь: Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. 2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга: Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль. Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», — писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир. Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано. Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности: И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье. Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
Простаков - глава семьи, отец главного героя комедии, недоросля Митрофанушки. Это подкаблучник, который отдал бразды правления жене. Простакова - мать главного героя комедии Фонвизина "Недоросль", Митрофанушки, жена Терентия Простакова, сестра Тараса Скотинина. Говорящая фамилия указывает на простоту, неучёность, необразованность матери семейства, а также на то, что она попадает впросак. Митрофанушка - главный герой комедии Фонвизина "Недоросль", ленивый барчук, находящийся на домашнем обучении, остановившийся в своём развитии. Софья - один из главных женских персонажей комедии Фонвизина "Недоросль", племянница Стародума, на которой Простакова хочет женить своего сына, Митрофанушку. Скотинин - один из первонажей комедии, брат Простаковой. Благодаря этому персонажу мы знаем, какая фамилия была у Простаковой до замужества - Скотинина. В этой говорязей фамилии скрыто всё низменное, что связано с животным началом человека. Стародум - богатый старик-дворянин, персонаж комедии Фонвизина "Недоросль". Его наследство, которое ох завещает племяннице Софье, становится предметом охоты большинства персонажей пьесы. Правдин - второстепенный персонаж комедии Фонвизина "Недоросль", обладатель говорящей фамилии. Он находится на стороне Софьи и Стародума, противостоит невежеству Простаковых и Скотинина.
Простакова - мать главного героя комедии Фонвизина "Недоросль", Митрофанушки, жена Терентия Простакова, сестра Тараса Скотинина. Говорящая фамилия указывает на простоту, неучёность, необразованность матери семейства, а также на то, что она попадает впросак.
Митрофанушка - главный герой комедии Фонвизина "Недоросль", ленивый барчук, находящийся на домашнем обучении, остановившийся в своём развитии.
Софья - один из главных женских персонажей комедии Фонвизина "Недоросль", племянница Стародума, на которой Простакова хочет женить своего сына, Митрофанушку.
Скотинин - один из первонажей комедии, брат Простаковой. Благодаря этому персонажу мы знаем, какая фамилия была у Простаковой до замужества - Скотинина. В этой говорязей фамилии скрыто всё низменное, что связано с животным началом человека.
Стародум - богатый старик-дворянин, персонаж комедии Фонвизина "Недоросль". Его наследство, которое ох завещает племяннице Софье, становится предметом охоты большинства персонажей пьесы.
Правдин - второстепенный персонаж комедии Фонвизина "Недоросль", обладатель говорящей фамилии. Он находится на стороне Софьи и Стародума, противостоит невежеству Простаковых и Скотинина.