основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.
основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.
основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.
основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.