В1974 году было закончено одно из самых ярких и значительных произведений абрамова — повесть «поездка в прошлое» . она не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет. эта повесть, на мой взгляд, превосходит остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта. абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на самых губительных последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры, жизненные ориентации. в повести затронуты те сложнейшие политические, социально- и философские проблемы, о которых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих десятилетий. в центре повести лежит жизни микши кобылина — сельского конюха, алкоголика. микша — жертва своего прошлого. он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционеры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди, которые заботились об общем благе. прозрение оказалось для него столь страшным, что убило его изнутри. «мефодий кобылий, хоть и дядя тебе родной, а собака был человек. сколько его на свете нету? двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут. в кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков» , — рассказывала старая федосеевна микше. миф о трагической гибели дяди александра действительно оказался лишь мифом: «а на самом деле пьяный дядя изнасиловал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний пацан — убил » а микша верил в то, что рассказывали в областном музее: он отрекся от родного отца, чтобы «показать революционный пример» , он отказался от отцовской фамилии. микша узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо исправлять. сцены раскулачивания, жизни «лишенцев» или сосланных на север крестьян отражают реальные события тех лет: «у нас в деревне стали колхоз делать — караул кричи. три хозяйства по плану распотрошить надо, а где их взять? » «а в этом самом тридцатом году что тут делалось.. по два, по три мертвяка за утро вытаскивали. из раскулаченных. с южных районов которые к нам, на север, были высланы. жуть сколько их в нашей деревне было! все лето баржами возили» . эти сцены говорят сами за себя. расстрелы, убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и страданий.. «раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных мужиков. построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал — враг. враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу. желанный, идеальный гражданин — лодырь, бездельник» , — писал автор о проблеме раскулачивания. глубина проблематики в книгах абрамова связана с достоверным знанием жизни деревни, души и характера крестьянства, пониманием его трагедии в советское время.
Уильям Сидни Портер (таково настоящее имя американского писателя О. Генри) – автор ярких, блистательных новелл, пользующихся всемирной известностью. Проходят годы и десятилетия, а любовь читателей к О. Генри не иссякает. В чем же магия этого автора? Почему его новеллы и сегодня так волнуют и увлекают нас?
Прежде всего, наверное, потому, что все его творчество – неиссякаемый источник добра и человечности. Его произведения не только восхищают и радуют нас, они пробуждают в душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду. Несмотря на то что герои произведений О. Генри предстают перед нами чаще всего в тяжелых, а порой даже драматических жизненных ситуациях, финал никогда не оставляет в душе чувства горечи или разочарования. В финале всегда торжествуют добро, человечность, милосердие, великодушие и бескорыстие.
О. Генри не предлагает читателю поверить в чудо, а просто обращает наше внимание на подлинные ценности, которыми необходимо руководствоваться в жизненных ситуациях. И вот тогда-то и начинают происходить удивительные вещи: нелепые, смешные или печальные
происшествия и ситуации воспринимаются как правильные, оптимистические и счастливые.
Так, например, в одной из наиболее известных новелл О. Генри “Дары волхвов” муж продает часы, чтобы купить своей жене набор гребней для волос. Но жена не сможет воспользоваться подарком, потому что обрезала и продала свои волосы, чтобы, в свою очередь, купить ему цепочку для часов. На первый взгляд эта история нелепая и печальная. Но когда мы видим, с каким настроением Делла и Джим ищут подарки друг для друга, понимаем, что они руководствуются настоящими чувствами, проявляют искреннюю любовь и великодушие. А когда автор говорит, что “из всех дарителей эти двое были мудрейшими”, он имеет в виду, что истинная мудрость заключается не в самих “дарах волхвов”, а в любви, нежности и самоотверженной преданности дарителей, в их трепетном отношении друг к другу.
Новелла О. Генри “Дары волхвов”, как и другие произведения этого замечательного писателя, утверждает торжество истинных ценностей. Она учит ценить радость и теплоту человеческого общения, любовь, искреннее участие к самопожертвованию и верной, бескорыстной дружбе.
Писатель Юрий Нагибин в статье “Добрый талант”, посвященной столетию со дня рождения О. Генри, говорил о том, что его новеллы являются “весьма полезным чтением для юношества, ибо они учат мужеству, верности, благородству”. Утверждая эти ценности всем своим творчеством, О. Генри и для нас, современных читателей, остается писателем не только живым, но и очень нужным.
Уильям Сидни Портер (таково настоящее имя американского писателя О. Генри) – автор ярких, блистательных новелл, пользующихся всемирной известностью. Проходят годы и десятилетия, а любовь читателей к О. Генри не иссякает. В чем же магия этого автора? Почему его новеллы и сегодня так волнуют и увлекают нас?
Прежде всего, наверное, потому, что все его творчество – неиссякаемый источник добра и человечности. Его произведения не только восхищают и радуют нас, они пробуждают в душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду. Несмотря на то что герои произведений О. Генри предстают перед нами чаще всего в тяжелых, а порой даже драматических жизненных ситуациях, финал никогда не оставляет в душе чувства горечи или разочарования. В финале всегда торжествуют добро, человечность, милосердие, великодушие и бескорыстие.
О. Генри не предлагает читателю поверить в чудо, а просто обращает наше внимание на подлинные ценности, которыми необходимо руководствоваться в жизненных ситуациях. И вот тогда-то и начинают происходить удивительные вещи: нелепые, смешные или печальные
происшествия и ситуации воспринимаются как правильные, оптимистические и счастливые.
Так, например, в одной из наиболее известных новелл О. Генри “Дары волхвов” муж продает часы, чтобы купить своей жене набор гребней для волос. Но жена не сможет воспользоваться подарком, потому что обрезала и продала свои волосы, чтобы, в свою очередь, купить ему цепочку для часов. На первый взгляд эта история нелепая и печальная. Но когда мы видим, с каким настроением Делла и Джим ищут подарки друг для друга, понимаем, что они руководствуются настоящими чувствами, проявляют искреннюю любовь и великодушие. А когда автор говорит, что “из всех дарителей эти двое были мудрейшими”, он имеет в виду, что истинная мудрость заключается не в самих “дарах волхвов”, а в любви, нежности и самоотверженной преданности дарителей, в их трепетном отношении друг к другу.
Новелла О. Генри “Дары волхвов”, как и другие произведения этого замечательного писателя, утверждает торжество истинных ценностей. Она учит ценить радость и теплоту человеческого общения, любовь, искреннее участие к самопожертвованию и верной, бескорыстной дружбе.
Писатель Юрий Нагибин в статье “Добрый талант”, посвященной столетию со дня рождения О. Генри, говорил о том, что его новеллы являются “весьма полезным чтением для юношества, ибо они учат мужеству, верности, благородству”. Утверждая эти ценности всем своим творчеством, О. Генри и для нас, современных читателей, остается писателем не только живым, но и очень нужным.