Это автобиографическая повесть в которой Распутин рассказывает о своём послевоенном голодном детстве . У героя повести - был талант к учёбе и огромное желание учиться .Мать отправила сына в город в школу из деревни .Мальчику пришлось несладко .Из дома присылали картошку .Он варил понемногу и так выживал ,но в деревню не возвращался .Картошка быстро кончилась ( её подворовывал сын родственников ,у которых мальчик жил) .Мальчик находил разные выжить .Например , ловко играл в ПРИСТЕНОЧЕК.Но его побили и изгнали ( а ведь он на выигранные деньги покупал стакан молока ,тем и жил ) Неизвестно ,чем бы закончилась жизнь будущего писателя,.не приди ему на учительница французского -Лидия Михайловна.Настоящий педагог ,внимательный человек ,она разглядела не только талант ребёнка ,но и трагическое его голодание .Она по- разному пыталась ему (даже прислала на школу посылку с макаронами ,якобы от матери ) Мальчик отказался ,не поверив :был очень гордым .Тогда Л.М. стала играть с ним в пристеночек ,в этой игре он был асс,обыгрывал учительницу и честно брал деньги .Однажды в комнату вошёл директор и ужаснулся тому ,что увидел .Л.М. была изгнана из школы .Она пожертвовала своей репутацией ,не видя другого мальчику выжить .Свою книгу Распутин посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой,предпослав книге такие слова : "Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после." А мы понимаем ,что помимо уроков французского учительница преподала всем нам УРОКИ ДОБРА И НРАВСТВЕННОСТИ .
У героя повести - был талант к учёбе и огромное желание учиться .Мать отправила сына в город в школу из деревни .Мальчику пришлось несладко .Из дома присылали картошку .Он варил понемногу и так выживал ,но в деревню не возвращался .Картошка быстро кончилась ( её подворовывал сын родственников ,у которых мальчик жил) .Мальчик находил разные выжить .Например , ловко играл в ПРИСТЕНОЧЕК.Но его побили и изгнали ( а ведь он на выигранные деньги покупал стакан молока ,тем и жил ) Неизвестно ,чем бы закончилась жизнь будущего писателя,.не приди ему на учительница французского -Лидия Михайловна.Настоящий педагог ,внимательный человек ,она разглядела не только талант ребёнка ,но и трагическое его голодание .Она по- разному пыталась ему (даже прислала на школу посылку с макаронами ,якобы от матери ) Мальчик отказался ,не поверив :был очень гордым .Тогда Л.М. стала играть с ним в пристеночек ,в этой игре он был асс,обыгрывал учительницу и честно брал деньги .Однажды в комнату вошёл директор и ужаснулся тому ,что увидел .Л.М. была изгнана из школы .Она пожертвовала своей репутацией ,не видя другого мальчику выжить .Свою книгу Распутин посвятил
Анастасии Прокопьевне Копыловой,предпослав книге такие слова :
"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после."
А мы понимаем ,что помимо уроков французского учительница преподала всем нам УРОКИ ДОБРА И НРАВСТВЕННОСТИ .
Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете.
Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях
человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста,
его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие,
с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками
и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной
и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить
себя революции.
Аркадий Кирсанов выдает себя за последователя Базарова,
но он только подражает ему, не имея своего мнения,
только повторяет мысли Базарова, которые ему на
самом деле чужды.
В действительности молодому человеку ближе взгляды
отца и дяди.
Раскол в отношениях приятелей намечается
ещё в Марьине, в доме Аркадия.
Молодой человек не соглашается с мнением Базарова,
что Николай Петрович - "человек отставной" и
"его песенка спета". Аркадий не "выбросить"
человека на свалку, даже если его взгляды устарели.
Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей
можно считать момент, когда Базаров высказывается по
поводу приезда Ситникова:" Мне нужны подобные олухи...
не богам же, в самом деле, горшки обжигать..."
Перед Аркадием "открылась на миг вся бездонная пропасть
базаровского самолюбия".
Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему
относится, однако по старой привычке еще старается
сохранить с Базаровым приятельские отношения.
Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к
приятелю, хотя "двадцать пять верст показались за целых
пятьдесят".
Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием
в разговоре о роли природы в жизни человека.
"Природа — не храм, а мастерская",-говорит Базаров.
Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,
постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя".
Кульминационной точкой развития конфликта между
героями является спор в стоге сена (XXI глава) .
"Ты нежная душа, размазня"-говорит Базаров, понимая,
что их пути с Аркадием расходятся.
"Ты славный малый, но ты все-таки мякенький,
либеральный барич -говорит Базаров, понимая, что
Аркадий уже не может быть его сподвижником.
В самом деле, разве может быть "мяконький,
либеральный бариҹ" другом целеустремленного,
убежденного в своей силе Базарова?
Их отношения основаны на том, ҹто Аркадий увлёкся
модным в то время нигилизмом, а Базаров являлся,
несомненно, оҹень ярким его представителем.
Аркадий, приехавший в родные места нигилистом и
уҹеником Базарова, превращается в обыкновенного
помещика.