Книга начинается с пролога, в котором автор знакомится с преподавателем навигацкой школы Христофором Бонифатьевичем Врунгелем. В дальнейшем повествование ведётся от лица самого капитана. Врунгель решил совершить кругосветное путешествие на парусной яхте с экипажем из двух человек: его самого и его верзилы по имени Лом. Яхта, названная «Победа» , в результате аварии на старте переименовалась в «**беда» , потеряв две первые буквы названия. Отплыв из Ленинграда, Врунгель посещает норвежские фьорды, где выручает белок из горящего леса, а приняв на больной зуб сигнал SOS — тонущий траулер норвежцев. В Англии «Беда» выигрывает парусную регату при реактивного шампанского. Капитан берётся конвоировать по морю косяк селёдки и в себе берет мошенника-француза из Кале по фамилии Фукс. Доведя селёдок до Египта, «Беда» идёт на юг по Красному морю, по дороге из яиц в трюме вылупляются крокодилы. В Сомали экипаж арестовывают итальянские фашисты, но Фуксу удаётся обмануть их, прорастив макароны, и яхта сбегает. На экваторе Врунгель пытается по традиции провести День Нептуна, но его спутники едва не решают, что он сошел с ума. По Индийскому океану «Беда» доходит до южных полярных вод. Встретив чихающего кашалота, Врунгель оказывает ему мед лопатой аспирина. Но вскоре после этого яхту захватывают «защитники» китов, желающие их уничтожения, под предводительством адмирала Кусаки (символизирующего японских милитаристов) , и высаживают на необитаемый остров. Врунгель сотоварищи обживают остров, ловят пингвинов и даже устраивают баню в вулканических источниках, но, перестаравшись с паром, взрывают остров. Врунгель и Фукс, потеряв Лома, плывут на досках по Тихому океану. Как сёрферы, они сплавляются на пляж в Гонолулу, где все принимают их за коренных гавайцев. Морякам хватает только на один билет на самолёт, они вынуждены лететь друг на друге, изображая высокого человека. Самолёт терпит крушение в джунглях Амазонии. В Рио герои воссоединяются с Ломом и «Бедой» , с груза сахара её от козней Кусаки и местного губернатора. В Австралии Врунгель играет в гольф с начальником порта, и неожиданно обнаруживает, что его кэдди — это замаскированный Кусаки, преследующий их команду. Продолжая плавание, «Беда» теряет мачту, а при попытке заменить паруса воздушным змеем в воздух уносит старшего Врунгель и Фукс заменяют мачту пальмой, пророщенной прямо на корабле. Они доходят до Японии, где их давит бронированный крейсер Кусаки, и «Беда» идет ко дну. Вынужденно нанявшись кочегарами на пароход, они вновь встречают там же Лома. Доплыв до Канады, троица покупает упряжку из оленя (оказавшегося коровой) , ездовой лайки (оказавшейся волком) и саней. На этом экипаже, пугая волком корову, моряки преодолевают льды Берингова пролива. В Петропавловске они натыкаются на своих двойников на поддельной «Беде» , которыми оказываются Кусаки и его люди. Разоблачив негодяев, на этой, второй «Беде» Врунгель, Лом и Фукс завершают кругосветное путешествие.
Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.
Повествование в произведении осуществляется от имени рассказчика,
Главным героем рассказа представляется обыкновенный человек по имени Касьян, изображенный в образе правдоискателя, выселенный из родных мест, называемых Красивой Мечью, в связи с выкупом помещиком его земельного надела. Герой считает данный поступок барина нарушением божьих законов, не признавая установленные русские законы о собственности.
Касьяин описывается в рассказе в образе пятидесятилетнего старика, отличающегося маленьким ростом, сморщенным лицом, на котором виднеются едва заметные странные глазки. Местный народ именует Касьяна Блохой, поскольку мужчина проявляет неповторимую проворность, ловкость движений, а маленький рост напоминает о его отношении к карликам.
Рассказчик знакомится с Касьяном волею случая, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой передвигался совместно с кучером. Узнав о цели прибытия рассказчика, Касьян неодобрительно отзывается о его увлечении охотой, поскольку считает убийство диких животных и птиц ради собственного удовольствия нехорошим делом и ужасным грехом, при этом бой домашних животных он допускает, так как бог определяет их специально для человеческого существования.
Рассказчик характеризует Касьяна как грамотного, бессемейного человека, речь которого отличается торжественностью и странностью, не похожими на обычный мужицкий язык. Герой занимается траволечением, за что народ порой его кличет лекарем, то Касьяну категорически не нравится.
После выселения из Красивой Мечи Касьян посещает многие русские города, пройдя пешком много километров, и понимает, что в крестьянской жизни отсутствует справедливость.
В жизни Касьяна существует человек, о котором старик любовно и нежно заботится, в виде Аннушки, девочки подросткового возраста, являющейся полной сиротой. Аннушка характеризуется как худенькая, маленькая и стройненькая девчушка, черты которой напоминают внешность Касьяна с острым лицом и лукавым взглядом. Однако она не является его дочерью, а старик называет ее сродственницей.
Касьян описывается рассказчиком как крестьянин, безумно любящий окружающую природу, в которой он находит для себя жизненную энергию и надежду на лучшую свободную жизнь. Мечты героя не исчерпываются желанием жить на богатой, плодородной земле, он хочет чувствовать вокруг себя красоту привольных лугов, лесов, полей и рек, открывающих безбрежность русских далей.
Смысловая нагрузка рассказа «Касьян с Красивой Мечи» заключается в изображении обычного представителя крестьян, умеющего боготворить и преклоняться перед любым природным проявлением, знающего птичий язык, сливающего собственное существование с жизнью родной русской природы.
Источник: Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева
Врунгель решил совершить кругосветное путешествие на парусной яхте с экипажем из двух человек: его самого и его верзилы по имени Лом. Яхта, названная «Победа» , в результате аварии на старте переименовалась в «**беда» , потеряв две первые буквы названия. Отплыв из Ленинграда, Врунгель посещает норвежские фьорды, где выручает белок из горящего леса, а приняв на больной зуб сигнал SOS — тонущий траулер норвежцев. В Англии «Беда» выигрывает парусную регату при реактивного шампанского. Капитан берётся конвоировать по морю косяк селёдки и в себе берет мошенника-француза из Кале по фамилии Фукс. Доведя селёдок до Египта, «Беда» идёт на юг по Красному морю, по дороге из яиц в трюме вылупляются крокодилы. В Сомали экипаж арестовывают итальянские фашисты, но Фуксу удаётся обмануть их, прорастив макароны, и яхта сбегает.
На экваторе Врунгель пытается по традиции провести День Нептуна, но его спутники едва не решают, что он сошел с ума. По Индийскому океану «Беда» доходит до южных полярных вод. Встретив чихающего кашалота, Врунгель оказывает ему мед лопатой аспирина. Но вскоре после этого яхту захватывают «защитники» китов, желающие их уничтожения, под предводительством адмирала Кусаки (символизирующего японских милитаристов) , и высаживают на необитаемый остров. Врунгель сотоварищи обживают остров, ловят пингвинов и даже устраивают баню в вулканических источниках, но, перестаравшись с паром, взрывают остров.
Врунгель и Фукс, потеряв Лома, плывут на досках по Тихому океану. Как сёрферы, они сплавляются на пляж в Гонолулу, где все принимают их за коренных гавайцев. Морякам хватает только на один билет на самолёт, они вынуждены лететь друг на друге, изображая высокого человека. Самолёт терпит крушение в джунглях Амазонии. В Рио герои воссоединяются с Ломом и «Бедой» , с груза сахара её от козней Кусаки и местного губернатора.
В Австралии Врунгель играет в гольф с начальником порта, и неожиданно обнаруживает, что его кэдди — это замаскированный Кусаки, преследующий их команду. Продолжая плавание, «Беда» теряет мачту, а при попытке заменить паруса воздушным змеем в воздух уносит старшего Врунгель и Фукс заменяют мачту пальмой, пророщенной прямо на корабле. Они доходят до Японии, где их давит бронированный крейсер Кусаки, и «Беда» идет ко дну. Вынужденно нанявшись кочегарами на пароход, они вновь встречают там же Лома. Доплыв до Канады, троица покупает упряжку из оленя (оказавшегося коровой) , ездовой лайки (оказавшейся волком) и саней. На этом экипаже, пугая волком корову, моряки преодолевают льды Берингова пролива. В Петропавловске они натыкаются на своих двойников на поддельной «Беде» , которыми оказываются Кусаки и его люди. Разоблачив негодяев, на этой, второй «Беде» Врунгель, Лом и Фукс завершают кругосветное путешествие.
Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.
Повествование в произведении осуществляется от имени рассказчика,
Главным героем рассказа представляется обыкновенный человек по имени Касьян, изображенный в образе правдоискателя, выселенный из родных мест, называемых Красивой Мечью, в связи с выкупом помещиком его земельного надела. Герой считает данный поступок барина нарушением божьих законов, не признавая установленные русские законы о собственности.
Касьяин описывается в рассказе в образе пятидесятилетнего старика, отличающегося маленьким ростом, сморщенным лицом, на котором виднеются едва заметные странные глазки. Местный народ именует Касьяна Блохой, поскольку мужчина проявляет неповторимую проворность, ловкость движений, а маленький рост напоминает о его отношении к карликам.
Рассказчик знакомится с Касьяном волею случая, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой передвигался совместно с кучером. Узнав о цели прибытия рассказчика, Касьян неодобрительно отзывается о его увлечении охотой, поскольку считает убийство диких животных и птиц ради собственного удовольствия нехорошим делом и ужасным грехом, при этом бой домашних животных он допускает, так как бог определяет их специально для человеческого существования.
Рассказчик характеризует Касьяна как грамотного, бессемейного человека, речь которого отличается торжественностью и странностью, не похожими на обычный мужицкий язык. Герой занимается траволечением, за что народ порой его кличет лекарем, то Касьяну категорически не нравится.
После выселения из Красивой Мечи Касьян посещает многие русские города, пройдя пешком много километров, и понимает, что в крестьянской жизни отсутствует справедливость.
В жизни Касьяна существует человек, о котором старик любовно и нежно заботится, в виде Аннушки, девочки подросткового возраста, являющейся полной сиротой. Аннушка характеризуется как худенькая, маленькая и стройненькая девчушка, черты которой напоминают внешность Касьяна с острым лицом и лукавым взглядом. Однако она не является его дочерью, а старик называет ее сродственницей.
Касьян описывается рассказчиком как крестьянин, безумно любящий окружающую природу, в которой он находит для себя жизненную энергию и надежду на лучшую свободную жизнь. Мечты героя не исчерпываются желанием жить на богатой, плодородной земле, он хочет чувствовать вокруг себя красоту привольных лугов, лесов, полей и рек, открывающих безбрежность русских далей.
Смысловая нагрузка рассказа «Касьян с Красивой Мечи» заключается в изображении обычного представителя крестьян, умеющего боготворить и преклоняться перед любым природным проявлением, знающего птичий язык, сливающего собственное существование с жизнью родной русской природы.
Источник: Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева
Объяснение: