Анализ стихотворения а. а. фета «учись у них – у дуба, у » . любовь и природа – любимые темы а. фета. неброская красота природы, отраженная в его поэзии, своеобразна. фет замечает неуловимые ее переходные состояния : как художник – пейзажист он рисует словами, находя все новые и новые оттенки и звуки. такой представлена вся романтическая поэтика писателя, сформированная в 50-х годах. это целый цикл : «весна» , «лето» , «осень» , «снега» , «гадания» , «вчера и ночи» , «море» . для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. ярким примером является лирическое произведение «учись у них – у дубы, у березы» . конечно, здесь перед нами развернута метафора. философско–психологический подтекст стихотворения очевиден. дуб – символ стойкости, крепости, силы. береза – символ жизнеспособности, противостояния , гибкости, жизнелюбия. опорными словами являются зима – невзгоды, весна – полнокровная, свободная жизнь. речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. в этом ему побудительные предложения в первой строфе стихотворения. вероятно, он видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни. как в природе наступает весна, «теплом и жизнию дыша» , воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней» , его «скорбящая душа переболит для новых откровений» . фет уверен, что природа может решить загадки тайны человеческого бытия. через природу он постигает тончайшую психологическую правду о человеке. кругом зима. жестокая пора! … все злей метель и с каждою минутой, сердито рвет последние листы, и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты! природа – мудрый советчик, лучший наставник человека. она – прекрасное живое существо, которое живет по тем же законам, что и человек. это стихотворение овеяно верой в то, что человек способен стойко переносить трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений» . автор видит в природе спасение души человеческой, призывает черпать силы у могущественного источника. конечно, в каждом есть свой особый мир, но если он откроется, то станет еще прекрасней и сильней, потому что будет составлять единое целое с природой. в этом и есть счастье. если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. своеобразие лирики фета также заключается в стремлении выразить сложность душевной жизни человека и сознание невозможности выразить ее с обычных художественных средств. стихотворение дышит движением, а ни одного слова непосредственно выражающего движение в нем нет. в большей степени - тем, что два разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней вся сила стихотворения. художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т. е. «напевным стилем» . поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую. при этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. в нем чувствуется авторское присутствие : «напрасные на них застыли слезы» , «скорбящая душа» . фет воспринимается поэтом – символистом, который как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту.
Теоретичні запитання . 1. закінчіть речення:– це… билина — це … богатирі – це… гіпербола – це… 2. знання змісту творів. 1 варіант 1.як вдалося іллі муромцю перемогти солов’я розбійника? 2.як дісталася поля бою матір юговичів? 3.опишіть місце події в і «рукавичка». 4. що означає ім’я робін гуд? 5.з чого робили напій пікти? який це напій? 6.як поводяться іспанці в завойованому місті? («альпухара») 7.яке плем’я кочівників переміг князь олег? як помер сам олег? 2 варіант 1.як вдалося пикту вберегти таємницю вересового трунку? 2.чому альманзор добровільно віддався в руки своїх ворогів? 3.чому олег отримав імення «віщий»? 4.як називався ліс, де переховувались друзі робін гуда. які дерева в основному росли в лісі? 5.які перешкоди на шляху до києва трапилися іллі муромцю? 6.як прореагувала мати юговичів на загибель чоловіка і синів? 7.чому делорж кинув рукавичку кунігунді? 3. уміння аналізувати . 1 варіант 1. порівняйте образи короля і піктів з р.л.стівенсона. 2.у чому особливості « прикмет» ф.війона? 2 варіант 1.які фольклорні традиції використовує автор у і «вільшаний король»? 2.доведіть, що «пісня про віщого олега» — за жанром. 4.уміння висловлювати судження. 1 варіант 1.як ви вважаєте, чи правильно зробив старий пікт, що пожертвував сином і власним життям, але не відкрив іноземцям таємниці вересового трунку? 2 варіант 1.висловіть особисте ставлення до проблем, порушених у і «альпухара»а.міцкевича.