Тема: рассказ лирического героя о том, как он последние мгновенья прогуливается по городу перед тем, как отправиться на войну.
Лирический герой вот-вот отправится на войну. Он говорит, что "все...идет чредой обычной". Значит война только началась. Город еще мирный, его не тревожили взрывы, хаос, разруха. Это "будничный, осенний день столичный". Данные эпитеты подчеркивают то, что толпы прохожих еще не осознали того, что началась война. Примечательными в этом плане являются и звуковые образы, которые использует автор: "Шум троллейбусов, звонки трамваев, /Зов гудков". То есть нет еще выстрелов, взрывов, криков. Герой отмечает: "Я последний раз в одежде штатской /под военным небом прохожу". Значит, он скоро сам станет солдатом, отправится защищать свое государство от врага. Произведение хоть и затрагивает достаточно серьезную проблему - проблему войны, само по себе не кажется трагичным. Наоборот, солдат словно верит в лучший исход, в то, что на его земле вскоре воцарит мир.
Автор: Б. Богатков
Название: "Повестка"
Год создания: 1941
Род: лирика
Вид: гражданская
Тема: рассказ лирического героя о том, как он последние мгновенья прогуливается по городу перед тем, как отправиться на войну.
Лирический герой вот-вот отправится на войну. Он говорит, что "все...идет чредой обычной". Значит война только началась. Город еще мирный, его не тревожили взрывы, хаос, разруха. Это "будничный, осенний день столичный". Данные эпитеты подчеркивают то, что толпы прохожих еще не осознали того, что началась война. Примечательными в этом плане являются и звуковые образы, которые использует автор: "Шум троллейбусов, звонки трамваев, /Зов гудков". То есть нет еще выстрелов, взрывов, криков. Герой отмечает: "Я последний раз в одежде штатской /под военным небом прохожу". Значит, он скоро сам станет солдатом, отправится защищать свое государство от врага. Произведение хоть и затрагивает достаточно серьезную проблему - проблему войны, само по себе не кажется трагичным. Наоборот, солдат словно верит в лучший исход, в то, что на его земле вскоре воцарит мир.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.
Душа лирического героя, восторгаясь величием Божьего мира, все же подсознательно жаждет свидания с подобной себе душой:
Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.
Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства:
Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое.
В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу (так я воспринимаю эти стихи), предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль:
Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Концовку Бальмонт драматизирует — Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч.ру это его излюбленная поза:
Как будто душа о желанном просила И сделала ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце простило, И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Итак, стихотворение завершается почти театральной позой лирического героя: он не понят, но все прощает и в этом находит утешение и даже наслаждение, равное любви.
По сути — это брачная песня соловья, со всеми классическими символами. Безглагольность — образ, который символисты использовали в своей творческой работе очень часто. (По-моему, заимствован этот образ у Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь».) Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов (ны, ла, но, ло, ли, оя, ое) придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало, по-моему, еще и потому, что Россия по духу — страна еще достаточно языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице.
Этим стихотворением Бальмонт создал себе, как сейчас говорят, имидж.
Влюбил в своего лирического героя читательскую аудиторию. Но главное, «Безглагольность» еще одним взлетом поэзии укрепило любовь к России.