Душевная драма Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Основу сюжета драмы Островского «Гроза» составляет внутренний конфликт Катерины. Для неё главное — быть свободной. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца» - писал Н.А. Добролюбов в своей критической сатье. Катерина чиста душой, она верующая, боится не людской молвы, а Божьей кары. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Измена законному мужу для нее — величайший грех. Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Существовать во внутреннем конфликте с собой она не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую душу». По мнению Добролюбова, «жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Катерина делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для Катерины — избавление. Н.А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя ! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Слова Тихона заставляют зрителя подумать обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам !». Как бы Катерина не обвиняла тот уклад, где «всё как будто из-под неволи», как бы не убеждала себя: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - про себя она знает, что не внешние силы выступают тем главным, роковым препятствием, преодолев которое только и возможно обрести минувшее счастье. Свобода ценой обмана, измены мужу — это уже не свобода. Это скорее скольжение над пропастью, куда «кто-то толкает, а удержаться... не за что». Катерина терзается неразрешимостью таких вопросов: Как сохранить единство с миром, в котором нарушен нравственный закон ? И как сохранить этот закон в себе, вступая в борьбу с враждебным, не к возрождению миром ? Она не в состоянии найти на них примиряющий ответ. От изначального представления о мире как о «рае» она приходит к образам «ада» и «пропасти», ведущей в ад, и в этой пропасти жаждет найти начало новой, счастливой жизни. Но слишком много внешних и сокровенных причин мешает Катерине чувствовать себя счастливой по её внутренним меркам, по собственным моральным законам. Видимо, для неё самоубийство оказывается единственным выходом и ей остается только отказаться от жизни, чтобы вернуться к самой себе — к той, которая не знала противоречий мира действительного и могла, подобно ангелам, с высоты светло взирать на землю: «Глядела бы
В поэме "Саша" Н.А.Некрасов рассказывает о переживаниях девочки, видевшей рубку леса, и описывает горестную картину гибели прекрасного гармоничного мира. "Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон побежал,
В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожнее птица,
В недоуменье тащат муравьи Что ни попало в жилища свои." Не стало прибежища и уютного дома ни у зверей, ни у птиц. Поэт описывает их смятение и подробно рассказывает, как рубили, валили и корчевали лес, да еще и пели при этом. Некрасов сравнивает деревья с поверженными бойцами, над которыми глумится враг. Как стонут раненые бойцы, так трещат сучья и жалобно шумят листья, вытекает сок перерубленной березы. И кругом – не стволы, не выкорчеванные корни и срубленные верхушки, трупы деревьев. Оставшись без воинов-защитников страдает население. Шарахаются совы, кричат галки, кукуют кукушки. А галчат, выпавших из родного гнезда, мужик ногой притаптывает, чтоб не беспокоили. Некрасов и сравнивает деревья с павшими в неравном бою воинами, не только потому, что вырубленный лес представляется ему полем , где разыгралась битва, но еще и потому, что при их жизни был мир и покой, а после их гибели - разорение. "Взрытые глыбы и тысячи пней".
Душевная драма Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Основу сюжета драмы Островского «Гроза» составляет внутренний конфликт Катерины. Для неё главное — быть свободной. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца» - писал Н.А. Добролюбов в своей критической сатье. Катерина чиста душой, она верующая, боится не людской молвы, а Божьей кары. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Измена законному мужу для нее — величайший грех. Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Существовать во внутреннем конфликте с собой она не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую душу». По мнению Добролюбова, «жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Катерина делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для Катерины — избавление. Н.А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя ! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Слова Тихона заставляют зрителя подумать обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам !». Как бы Катерина не обвиняла тот уклад, где «всё как будто из-под неволи», как бы не убеждала себя: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - про себя она знает, что не внешние силы выступают тем главным, роковым препятствием, преодолев которое только и возможно обрести минувшее счастье. Свобода ценой обмана, измены мужу — это уже не свобода. Это скорее скольжение над пропастью, куда «кто-то толкает, а удержаться... не за что». Катерина терзается неразрешимостью таких вопросов: Как сохранить единство с миром, в котором нарушен нравственный закон ? И как сохранить этот закон в себе, вступая в борьбу с враждебным, не к возрождению миром ? Она не в состоянии найти на них примиряющий ответ. От изначального представления о мире как о «рае» она приходит к образам «ада» и «пропасти», ведущей в ад, и в этой пропасти жаждет найти начало новой, счастливой жизни. Но слишком много внешних и сокровенных причин мешает Катерине чувствовать себя счастливой по её внутренним меркам, по собственным моральным законам. Видимо, для неё самоубийство оказывается единственным выходом и ей остается только отказаться от жизни, чтобы вернуться к самой себе — к той, которая не знала противоречий мира действительного и могла, подобно ангелам, с высоты светло взирать на землю: «Глядела бы"Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон побежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,
В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои."
Не стало прибежища и уютного дома ни у зверей, ни у птиц. Поэт описывает их смятение и подробно рассказывает, как рубили, валили и корчевали лес, да еще и пели при этом.
Некрасов сравнивает деревья с поверженными бойцами, над которыми глумится враг. Как стонут раненые бойцы, так трещат сучья и жалобно шумят листья, вытекает сок перерубленной березы. И кругом – не стволы, не выкорчеванные корни и срубленные верхушки, трупы деревьев.
Оставшись без воинов-защитников страдает население. Шарахаются совы, кричат галки, кукуют кукушки. А галчат, выпавших из родного гнезда, мужик ногой притаптывает, чтоб не беспокоили.
Некрасов и сравнивает деревья с павшими в неравном бою воинами, не только потому, что вырубленный лес представляется ему полем , где разыгралась битва, но еще и потому, что при их жизни был мир и покой, а после их гибели - разорение. "Взрытые глыбы и тысячи пней".