Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. в дороге меня застала сильная гроза. кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. это оказался здешний лесник. он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. изба состояла из одной комнаты. на самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. я понял, что хозяйки в избе не было. из всех углов смотрела нищета. наконец я смог рассмотреть лесника. он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. лесник представился фомой, по прозвищу бирюк. от ермолая я часто слышал рассказы о бирюке, которого боялись все окрестные мужики. из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко. я спросил, есть ли у него хозяйка. бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. в конце пути бирюк опередил меня. я услышал звуки борьбы и жалобный крик. я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. бирюк промолчал. снова полил дождь. с трудом мы добрались до избы лесника. я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. при свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. вскоре мужик стал просить фому отпустить его, но лесник не соглашался. вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить бирюка, называя его зверем. бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. я был удивлён и понял, что на самом деле бирюк — славный малый. через полчаса он простился со мной на опушке леса.
в этом произведении автор ведет речь от первого лица. он активно использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства. природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония присутствует на протяжении всего рассказа.
вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на охоту за тетеревами. все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу. начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился. и природа будто начала вести себя по другому: стал чувствоваться запах сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши. природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем не может . после долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – бежин луг, где в тишине у костра сидели деревенские и пасли табун лошадей. они рассказывали друг другу страшные . охотник присоединился к . под видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные .
действительно страшны и жутки. усиливают чувство тревоги и рассказы этих разнообразные звуки: шорохи, всплески, крики.
рассказ о русалке сопровождается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком» , это был непонятный ночной звук, возникающий в глубокой тишине, поднимающийся и стоящий в воздухе и медленно разносящийся и замирающий постепенно. рассказ про утопленника прервали собаки, сорвавшиеся с места, с лаем бросившиеся от огня и исчезнувшие во мраке. о родительской субботе дополнил неожиданно прилетевший белый голубок, покружившийся на одном месте и также неожиданно исчезнувший в ночной мгле. этот голубь был принят мальчиками за «праведную душу» , летевшую на небо. фантазируют, нагоняют страха, а природа им в этом содействует, дополняя и без того ужасные картины.
постепенно на героев напало сладкое забытье, перешедшее в дремоту, дремали даже собаки, и лошади лежали, «понурив головы» . прекрасно сочетается с этим моментом описание ночи: узкий и малый месяц, великолепная безлунная ночь; звезды, склонившиеся к темному краю, все совершенно затихло кругом; «все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном» .
вот охотник проснулся, на востоке начало белеть. просветлело небо, подул ветерок, выпала роса, зарумянилась заря, все стало просыпаться, начали звуки, голоса… наступил новый день, полный бодрости, надежд и веры.
природа писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа.
в этом произведении автор ведет речь от первого лица. он активно использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства. природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония присутствует на протяжении всего рассказа.
вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на охоту за тетеревами. все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу. начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился. и природа будто начала вести себя по другому: стал чувствоваться запах сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши. природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем не может . после долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – бежин луг, где в тишине у костра сидели деревенские и пасли табун лошадей. они рассказывали друг другу страшные . охотник присоединился к . под видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные .
действительно страшны и жутки. усиливают чувство тревоги и рассказы этих разнообразные звуки: шорохи, всплески, крики.
рассказ о русалке сопровождается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком» , это был непонятный ночной звук, возникающий в глубокой тишине, поднимающийся и стоящий в воздухе и медленно разносящийся и замирающий постепенно. рассказ про утопленника прервали собаки, сорвавшиеся с места, с лаем бросившиеся от огня и исчезнувшие во мраке. о родительской субботе дополнил неожиданно прилетевший белый голубок, покружившийся на одном месте и также неожиданно исчезнувший в ночной мгле. этот голубь был принят мальчиками за «праведную душу» , летевшую на небо. фантазируют, нагоняют страха, а природа им в этом содействует, дополняя и без того ужасные картины.
постепенно на героев напало сладкое забытье, перешедшее в дремоту, дремали даже собаки, и лошади лежали, «понурив головы» . прекрасно сочетается с этим моментом описание ночи: узкий и малый месяц, великолепная безлунная ночь; звезды, склонившиеся к темному краю, все совершенно затихло кругом; «все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном» .
вот охотник проснулся, на востоке начало белеть. просветлело небо, подул ветерок, выпала роса, зарумянилась заря, все стало просыпаться, начали звуки, голоса… наступил новый день, полный бодрости, надежд и веры.
природа писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа.