Что больше всего он желал своим внукам?
5. Какое качество героя вам особенно нравится? Что привлекает
вас в поступках Мусабая?
6. Расскажите о переживаниях Мусабая, когда он пошел в пер-
вый раз в старую школу. Что изменилось в его чувствах, когда он
пошел в новую школу?
в сказке «премудрый пискарь» говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. «смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба! » пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.
этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в «норе» и боялись того, кто выше их по чину. боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей «норы». что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.
как раз в образе пискаря это и видно. он фигурирует в сказке в течение всего повествования. если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. а от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.
все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. в названии сказки «премудрый пискарь» скрывается явная ирония. «премудрый» значит « умный», но в этой сказке смысл этого слова значит другое - гордый и глупый. гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. а глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. «вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву! » но едва он подумал об этом, как опять испугался. и начал, дрожа, помирать. жил – дрожал, и умирал – дрожал».
что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: "жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не ". гротеск: «и прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. все дрожал, все дрожал». ирония: «скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? »
говорящие животные в обычных народных сказках. так как в сказке м.е. салтыкова-щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.
в итоге видно, что в сказке автор показывает жизнь обычного трусливого чиновника