Появление художественной литературы о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развеяло миф о счастливом, светлом коммунистическом будущем. Не может быть счастливым время, которое строится на насилии, репрессиях, расправах с инакомыслящими. Произведения Ю. Домбровского, как и А. Солженицына, и В. Ша- ламова, представляли огромную ценность потому, что писали их очевидцы, участники событий, жертвы государственного ГУЛАГа. Это писатели, которые все круги лагерного ада, и, следовательно, можно говорить об особом «лагерном» поколении, среди которых Ю. Домбровский - один из самых значительных прозаиков. Ему повезло: его не убили, как большинство людей со сходной судьбой, он сберег свое человеческое «я», не запятнав его ни унижением, ни предательством. Один из знавших Домбровского в лагере, вспоминал, что писатель не позволял начальству «тыкать», замечая при этом: «по-английски на «ты» обращаются только к Богу и пишут в стихах... Две области, вам особенно неизвестные». В творчестве Ю. Домбровского есть подлинная страшная правда эпохи. Но безысходности в нем нет. Писатель однажды заметил: «Мой герой - простой, как будто совершенно бессильный человек, - не боится вступать в единоборство с могучими силами зла. Он исполнен светлого упования на свои силы, потому что он борется во имя добра и твердо знает, что оно непобедимо». Романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» связаны одним главным героем - Георгием Николаевичем Зыбиным. Юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, он предстает как истинный интеллигент, хранитель нравственных ценностей. Герой Домбровского - человек редчайшей породы. Он не может быть участником всеобщего поклонения, и поэтому шансов выжить у него почти нет. Но самое страшное для Зыбина - потерять душу раньше смерти. Заглушая «мелкого нашептывающего подленького бесенка», он говорит себе: помни, твое единственное всегда, при любых обстоятельствах, вопреки издевательствам, шантажу, побоям, многодневным допросам, остаться человеком. Действие романа «Хранитель древностей» разворачивается в Казахстане в зловещем 1937 году. Молодой специалист приезжает из Москвы работать в город Верный, который, по словам первого встреченного им человека, старика-сторожа, построил знаменитый архитектор Зенков. Описывая достопримечательности города, писатель стремится донести до нас, читателей, ощущение преемственности жизни и культуры, вписать историю хранителя древностей Зыбина в культурную историю города и страны. Как писала критика 60-х годов, «Зыбин удивил своих современников образованностью, начитанностью, редкой интеллигентностью». Это о нем говорили, что он «представляет собой культуру, мысль, память, дух России». То, что такой человек оказался в камере и в карцере, не было необычным. Удивительно другое - его не сумели сломить. Он не просто выжил, а сохранил свою личность даже тогда, когда для большинства его современников это было невозможно. Ставший сильнее своих палачей, он дает отпор своему мучителю Набивая трубку табаком «Герцеговина флор», следователь Нейман вне себя от ярости едва дочитывает «объяснение зека»: «Еще очень прислать библиотекаря: целый месяц в камере лежат «Как закалялась сталь» и «Княжна Джаваха» Л. Чарской, а я эти труды успел еще до тюрьмы». Название романа «Факультет ненужных вещей» вполне оправдано содержанием: следова- тельница заявляет Зыбину, что юридический факультет, который он окончил, - это в эпоху торжества социалистической целесообразности лишь факультет ненужных вещей, которыми объявлялись закон и человечность. Но у героя Домбровского редкое жизненное предназначение: он не просто историк, он хранитель. И должен остаться им или погибнуть. В годы, когда случилась эта «невеселая история», как рассказывает очевидец, пышно расцвели многочисленные парки культуры, яркими огнями вспыхивали фейерверки. И никогда «в стране столько не танцевали и не пели... И никогда витрины не были так прекрасны, цены так тверды, а заработки так легки». Беззаботным, счастливым людям дали легкий хлеб, дали веселые песни. Взамен потребовали верность и безмыслие. В противном случае, как сказал пролетарский писатель Максим Горький: «Если враг не сдается - его уничтожают». Для тех, кто не сдался, изобрели следствие. Людей набивали в камеру так, что иным не суждено было дождаться легкой смерти от пули: они умирали стоя, их трупы тоже стояли. «И все они не ведали, как и зачем живут, что и зачем творят...» Со страхом беря в руки газеты, Зыбин читает об арестах и процессах. Он не может понять, почему подсудимые так говорливы, почему они «такой дружной и веселой толпой идут на верную смерть». В тюрьме он это поймет. Но поймет он и другое - это не его путь.
в , нет произведений,
в которых отсутствовал бы пейзаж.
поэты стремились включать этот элемент в свои произведения
с самыми разными целями.
иногда картины природы, на первый взгляд, можно счесть
случайными , которые являются всего лишь
красивым фоном для основного действия.
но пейзажи-это одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.
кроме того, они служат для передачи отношения автора
к происходящему.
среди высших достижений поэзии 19 века - стихи о природе,
её красоте и многообразии.
а горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы
неисчерпаема.
поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ
этой кладовой.
внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и
бунинскую тёмную зарю, и майскую ночь фета, и весенние воды
тютчева, и пушкинское "очей очарованье".
это утро, радость эта,
эта мощь и дня и света,
этот синий свод,
этот крик и вереницы,
эти стаи, эти птицы,
этот говор вод,
эти ивы и березы,
эти капли - эти слезы,
этот пух - не лист,
эти горы, эти долы,
эти мошки, эти пчелы,
этот зык и свист,
эти зори без затменья,
этот вздох ночной селенья,
эта ночь без сна,
эта мгла и жар постели,
эта дробь и эти трели,
это всё - весна.
в этом стихотворении фета нет ни одного глагола.
однако, это не помешало автору передать звуки,
запахи природы, движение весны.
мы видим стаи птиц, возвращающихся с юга, слышим их
крики.
мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье.
мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел.
мир полон звуков и движения.
а ещё для поэта весна – пора любви, когдв вся ночь
проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и
прекрасном.
шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
серебро и колыханье
сонного ручья,
свет ночной, ночные тени,
тени без конца,
ряд волшебных изменений
милого лица.
в дымных тучах пурпур розы,
отблеск янтаря,
и лобзания, и слезы,
и заря, заря…
лев толстой сказал об этом стихотворении так:
"в нём нет ни одного глагола. каждое выражение - картина".
список поэтов этого периода велик,
в нём среди таких знаменитых имён, как александр пушкин,
михаил лермонтов, афанасий фет, алексей константинович толстой
встречаются и малоизвестные, но талантливые
владимир раевский, алексей хомяков, сергей дуров
и многие-многие другие.
федор иванович тютчев
не то, что мните вы, природа:
не слепок, не бездушный лик-
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык..
вы зрите лист и цвет на древе:
иль их садовник приклеил?
иль зреет плод в родимом чреве
игрою внешних, чуждых сил? .
они не видят и не слышат,
живут в сем мире, как впотьмах,
для них и солнцы, знать, не дышат,
и жизни нет в морских волнах.
лучи к ним в душу не сходили,
весна в груди их не цвела,
при них леса не говорили,
и ночь в звездах нема была!
и языками неземными,
волнуя реки и леса,
в ночи не совещалась с ними
в беседе дружеской гроза!
не их вина: пойми, коль может,
органа жизнь глухонемой!
души его, ах! не встревожит
и голос матери самой! .
Ему повезло: его не убили, как большинство людей со сходной судьбой, он сберег свое человеческое «я», не запятнав его ни унижением, ни предательством. Один из знавших Домбровского в лагере, вспоминал, что писатель не позволял начальству «тыкать», замечая при этом: «по-английски на «ты» обращаются только к Богу и пишут в стихах... Две области, вам особенно неизвестные».
В творчестве Ю. Домбровского есть подлинная страшная правда эпохи. Но безысходности в нем нет. Писатель однажды заметил: «Мой герой - простой, как будто совершенно бессильный человек, - не боится вступать в единоборство с могучими силами зла. Он исполнен светлого упования на свои силы, потому что он борется во имя добра и твердо знает, что оно непобедимо».
Романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» связаны одним главным героем - Георгием Николаевичем Зыбиным. Юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, он предстает как истинный интеллигент, хранитель нравственных ценностей. Герой Домбровского - человек редчайшей породы. Он не может быть участником всеобщего поклонения, и поэтому шансов выжить у него почти нет. Но самое страшное для Зыбина - потерять душу раньше смерти. Заглушая «мелкого нашептывающего подленького бесенка», он говорит себе: помни, твое единственное всегда, при любых обстоятельствах, вопреки издевательствам, шантажу, побоям, многодневным допросам, остаться человеком.
Действие романа «Хранитель древностей» разворачивается в Казахстане в зловещем 1937 году. Молодой специалист приезжает из Москвы работать в город Верный, который, по словам первого встреченного им человека, старика-сторожа, построил знаменитый архитектор Зенков. Описывая достопримечательности города, писатель стремится донести до нас, читателей, ощущение преемственности жизни и культуры, вписать историю хранителя древностей Зыбина в культурную историю города и страны. Как писала критика 60-х годов, «Зыбин удивил своих современников образованностью, начитанностью, редкой интеллигентностью». Это о нем говорили, что он «представляет собой культуру, мысль, память, дух России». То, что такой человек оказался в камере и в карцере, не было необычным. Удивительно другое - его не сумели сломить. Он не просто выжил, а сохранил свою личность даже тогда, когда для большинства его современников это было невозможно. Ставший сильнее своих палачей, он дает отпор своему мучителю Набивая трубку табаком «Герцеговина флор», следователь Нейман вне себя от ярости едва дочитывает «объяснение зека»: «Еще очень прислать библиотекаря: целый месяц в камере лежат «Как закалялась сталь» и «Княжна Джаваха» Л. Чарской, а я эти труды успел еще до тюрьмы».
Название романа «Факультет ненужных вещей» вполне оправдано содержанием: следова- тельница заявляет Зыбину, что юридический факультет, который он окончил, - это в эпоху торжества социалистической целесообразности лишь факультет ненужных вещей, которыми объявлялись закон и человечность. Но у героя Домбровского редкое жизненное предназначение: он не просто историк, он хранитель. И должен остаться им или погибнуть.
В годы, когда случилась эта «невеселая история», как рассказывает очевидец, пышно расцвели многочисленные парки культуры, яркими огнями вспыхивали фейерверки. И никогда «в стране столько не танцевали и не пели... И никогда витрины не были так прекрасны, цены так тверды, а заработки так легки».
Беззаботным, счастливым людям дали легкий хлеб, дали веселые песни. Взамен потребовали верность и безмыслие. В противном случае, как сказал пролетарский писатель Максим Горький: «Если враг не сдается - его уничтожают». Для тех, кто не сдался, изобрели следствие. Людей набивали в камеру так, что иным не суждено было дождаться легкой смерти от пули: они умирали стоя, их трупы тоже стояли. «И все они не ведали, как и зачем живут, что и зачем творят...»
Со страхом беря в руки газеты, Зыбин читает об арестах и процессах. Он не может понять, почему подсудимые так говорливы, почему они «такой дружной и веселой толпой идут на верную смерть». В тюрьме он это поймет. Но поймет он и другое - это не его путь.