Автор «Слова... » гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора «Слова... » и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой: Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же» . И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. Автор призывает к прекращению междуусобиц: Ярослава все внуки и Всеслава, Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой. Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси. Этот призыв ясно выражается в «золотом слове» Святослава и служит главной мыслью произведения. Представляя себе автора «Слова...» , я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике. В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — военачальник, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа. Но в каком бы образе автор «Слова... » ни появлялся, ему неизменно присущи мудрость, честность, благородство, великолепное знание истории своей родины. Для того чтобы представить себе автора, не обязательно придумывать конкретный образ человека того времени. Надо лишь внимательно перечитать «Слово...» , и тогда сквозь древние письмена можно увидеть светлую душу, возвышенные стремления, МУДРУЮ заботу о судьбе любимого Отечества.
И именно эта любовь вдохновляла автора «Слова... » и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:
Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое же» .
И стали князья про малое
«это великое» говорить
и сами на себя крамолу ковать.
Автор призывает к прекращению междуусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава,
Склоните стяги свои,
Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
Ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.
Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси. Этот призыв ясно выражается в «золотом слове» Святослава и служит главной мыслью произведения.
Представляя себе автора «Слова...» , я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — военачальник, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.
Но в каком бы образе автор «Слова... » ни появлялся, ему неизменно присущи мудрость, честность, благородство, великолепное знание истории своей родины.
Для того чтобы представить себе автора, не обязательно придумывать конкретный образ человека того времени. Надо лишь внимательно перечитать «Слово...» , и тогда сквозь древние письмена можно увидеть светлую душу, возвышенные стремления, МУДРУЮ заботу о судьбе любимого Отечества.