Стихотворение " ... Вновь я посетил ..." написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения - быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным человеком писал поэт " ... Вновь я посетил". Глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу стало идейным фундаментом произведения. Поэтому общее настроение всего стихотворение - это светлая грусть.
" ... Вновь я посетил ... " представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует в нем разностопный ямб.
Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика с одной стороны создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом, вводится тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически созданию такого ощущения.
В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Особенно в отношении пейзажных описаний. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги ("вновь я посетил"), мотиве изгнанничества ("изгнанником провел ... "), воспоминаний ("минувшее меня объемлет живо"), утраты ("уже старушки нет").
В этом стихотворении лирический герой остается наедине с природой, и природа ему погрузиться в свой внутренний мир. Неслучайно так часто используется в стихотворении местоимение "я" - одиннадцать раз.
Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой части описывается "уголок земли", под которым подразумевается Михайловское. Во второй части - слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения - это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие. В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, "они всё те же ...". Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:
ПОЛТАВА Бегут - и где они? - (и) снежные сугробы\ В пустынях занесли следы безумной злобы. \ Так, _Петр_! ты завещал свой дух сынам побед, \ И устрашенный враг зрел многие Полтавы. Петр Вяземский 1818 ПЕТЕРБУРГ ПОЛТАВА Те громы, кои под Полтавой\ И всюду пред Петровой славой\ Стремились дерзостных карать; \ \ Главы их тот же меч преклонит, \ И тот герой врагов погонит, \ Который гнал за степь их вспять. \ Но если грозный рок злодеев\ Их дерзкий путь давно пресек, \ Без бранных действ и без трофеев, \ Монархиня, твой славен век. Ипполит Богданович 1762 ОДА ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЫНЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ, САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ, НА НОВЫЙ 1763 ГОД ПОЛТАВА А вдали от Полтавы, весельем забыт, \ где ночные деревья угрюмы и шатки, \ бедный-бедный андреевский Гоголь сидит \ на собачьей площадке. Борис Чичибабин. "У Голубой лагуны". Том 3А. ПУТЕШЕСТВИЕ К ГОГОЛЮ
ПОЛТАВА Этот гул - был гром полтавских пушек. \ Марков сон с тех пор тревожен стал. \ Вот летят орлы Екатерины, \ По Балкану трепет пробежал -\ Мир, лишь в песне живший, словно вышел\ Из земли, как был по старине: \ Те ж гайдуки, те же воеводы, \ Те ж попы с мечом и на коне! Аполлон Майков 1870 СОН КОРОЛЕВИЧА МАРКА ПОЛТАВА Было дело под Полтавой, \ Дело славное, друзья! \ Мы дрались тогда со шведом\ Под знаменами Петра. Иван Молчанов 1850 Было дело под Полтавой, ПОЛТАВА В сознании полтавчан битва не теряет актуальности и в наше время. Эпизоды \ сражения живо обсуждаются в транспорте, в очередях, на парковых скамеечках. В ностальгических стихах современных баталистов есть стремление повернуть \ историю вспять, чтобы снова увидеть победителя и побеждённых, ощутить \ возможность и смысл героизма. Привожу сердечные и несколько неуклюжие строки, \ появившиеся в газете "Ворскла" от первого июля 1984 года: \ А с пьедестала смотрит величаво\ сам Пётр, как будто бы живой, \ и вспоминает дни военной славы\ и памятный полтавский бой... \ Нас не одна эпоха разделяет, \ а двести семьдесят пять лет. Алексей Парщиков Из книги «ВЫБРАННОЕ» 1996 Из цикла «Я ЖИЛ НА ПОЛЕ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ» ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЦАРЬ НАГРАЖДАЕТ
Полтава И все же - не просто Муза, спой мне песню ныне - петь ее ты вправе - о селе на Украине, городе Полтаве, про село в дремучих весях, листопад и скуку, спой мне дедушкину песню, ту, что пел он внуку. Авраам Шлионский. Перевод Е. Бауха И все же - не просто полтава Тогда от радостной Полтавы Победы Росской звук гремел, Тогда не мог Петровой славы Вместить вселенныя предел, Тогда вандалы* побежденны Главы имели преклоненны Еще при пеленах твоих; Тогда предъявлено судьбою, Что с трепетом перед тобою Падут полки потомков их*. Михаил Ломоносов полтава “Остановите, мне зябко и страшно! \ Перепишите последние главы! ”\ И белоглазая девка в Кал
Стихотворение " ... Вновь я посетил ..." написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения - быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным человеком писал поэт " ... Вновь я посетил". Глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу стало идейным фундаментом произведения. Поэтому общее настроение всего стихотворение - это светлая грусть.
" ... Вновь я посетил ... " представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует в нем разностопный ямб.
Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика с одной стороны создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом, вводится тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически созданию такого ощущения.
В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Особенно в отношении пейзажных описаний. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги ("вновь я посетил"), мотиве изгнанничества ("изгнанником провел ... "), воспоминаний ("минувшее меня объемлет живо"), утраты ("уже старушки нет").
В этом стихотворении лирический герой остается наедине с природой, и природа ему погрузиться в свой внутренний мир. Неслучайно так часто используется в стихотворении местоимение "я" - одиннадцать раз.
Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой части описывается "уголок земли", под которым подразумевается Михайловское. Во второй части - слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения - это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие. В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, "они всё те же ...". Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:
ПОЛТАВА Те громы, кои под Полтавой\ И всюду пред Петровой славой\ Стремились дерзостных карать; \ \ Главы их тот же меч преклонит, \ И тот герой врагов погонит, \ Который гнал за степь их вспять. \ Но если грозный рок злодеев\ Их дерзкий путь давно пресек, \ Без бранных действ и без трофеев, \ Монархиня, твой славен век. Ипполит Богданович 1762 ОДА ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЫНЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ, САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ, НА НОВЫЙ 1763 ГОД
ПОЛТАВА А вдали от Полтавы, весельем забыт, \ где ночные деревья угрюмы и шатки, \ бедный-бедный андреевский Гоголь сидит \ на собачьей площадке. Борис Чичибабин. "У Голубой лагуны". Том 3А. ПУТЕШЕСТВИЕ К ГОГОЛЮ
ПОЛТАВА Этот гул - был гром полтавских пушек. \ Марков сон с тех пор тревожен стал. \ Вот летят орлы Екатерины, \ По Балкану трепет пробежал -\ Мир, лишь в песне живший, словно вышел\ Из земли, как был по старине: \ Те ж гайдуки, те же воеводы, \ Те ж попы с мечом и на коне! Аполлон Майков 1870 СОН КОРОЛЕВИЧА МАРКА
ПОЛТАВА Было дело под Полтавой, \ Дело славное, друзья! \ Мы дрались тогда со шведом\ Под знаменами Петра. Иван Молчанов 1850 Было дело под Полтавой,
ПОЛТАВА В сознании полтавчан битва не теряет актуальности и в наше время. Эпизоды \ сражения живо обсуждаются в транспорте, в очередях, на парковых скамеечках. В ностальгических стихах современных баталистов есть стремление повернуть \ историю вспять, чтобы снова увидеть победителя и побеждённых, ощутить \ возможность и смысл героизма. Привожу сердечные и несколько неуклюжие строки, \ появившиеся в газете "Ворскла" от первого июля 1984 года: \ А с пьедестала смотрит величаво\ сам Пётр, как будто бы живой, \ и вспоминает дни военной славы\ и памятный полтавский бой... \ Нас не одна эпоха разделяет, \ а двести семьдесят пять лет. Алексей Парщиков Из книги «ВЫБРАННОЕ» 1996 Из цикла «Я ЖИЛ НА ПОЛЕ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ» ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЦАРЬ НАГРАЖДАЕТ
Полтава И все же - не просто Муза, спой мне песню ныне - петь ее ты вправе - о селе на Украине, городе Полтаве, про село в дремучих весях, листопад и скуку, спой мне дедушкину песню, ту, что пел он внуку. Авраам Шлионский. Перевод Е. Бауха И все же - не просто
полтава Тогда от радостной Полтавы Победы Росской звук гремел, Тогда не мог Петровой славы Вместить вселенныя предел, Тогда вандалы* побежденны Главы имели преклоненны Еще при пеленах твоих; Тогда предъявлено судьбою, Что с трепетом перед тобою Падут полки потомков их*. Михаил Ломоносов
полтава “Остановите, мне зябко и страшно! \ Перепишите последние главы! ”\ И белоглазая девка в Кал