1.История создания стихотворения(какой либо биографический факт:время,период творчества,кому посвящено) 2.Тема анализ(произведение о...В нём говорится о.. Стихотворение представляет лирический монолог..Жанр стихотворения) 3.Образная система(лирический герой размышляет о...Любуется...Грустит...В центре стиха образ..Особое значение придаётся...) 4.Особенности композиции(стихотворение состоит из...В первой строке..В конце..) 5.Тропы(эпитеты,сравнения..и т.д(средства худож.выразительности))Поэт использует..Олицетворяет..Находит точные эпитеты... 6.Размер стиха(ямб хорей..) 7.Обобщение автора (основная мысль...В нём ясно выражено..Поэт передал своё отношение..) 8.Данное стихотворение в литературном контексте(сравнение с другими произведениями автора ,других авторов)
В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни.
Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки», «с криком и свистом», «взрывая песок») указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою». Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.
2.Тема анализ(произведение о...В нём говорится о.. Стихотворение представляет лирический монолог..Жанр стихотворения)
3.Образная система(лирический герой размышляет о...Любуется...Грустит...В центре стиха образ..Особое значение придаётся...)
4.Особенности композиции(стихотворение состоит из...В первой строке..В конце..)
5.Тропы(эпитеты,сравнения..и т.д(средства худож.выразительности))Поэт использует..Олицетворяет..Находит точные эпитеты...
6.Размер стиха(ямб хорей..)
7.Обобщение автора (основная мысль...В нём ясно выражено..Поэт передал своё отношение..)
8.Данное стихотворение в литературном контексте(сравнение с другими произведениями автора ,других авторов)
Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки», «с криком и свистом», «взрывая песок») указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою». Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.