Пушкин недолго пробыл в покорной, так сказать, фазе . он даже стал (в “ пугачева”), чтобы , а не только ей подчиняться. если верить марине цветаевой, народ не сложил песен про пугачева. народ был прав: слишком мрачная это была фигура, как показало исследование пушкина. и слишком неутешительные должны были бы получиться выводы, если б просто подчиниться открытию причин народного восстания, возглавленного пугачевым. причины эти были - непримиримые классовые интересы сословий дворян и крестьян (пушкин, правда, термин “классовые” не применил, но суть-то узрел) . а он бы хотел консенсуса в сословном обществе. и обольщаться, уж в который раз, тоже не хотел. вот он в “капитанской дочке” фантастической доброты и пугачева, и екатерины ii к главному герою, гриневу, и поручил изложить этому довольно недалекому человеку - гриневу. он “произнес” свою мечту о консенсусе, и в то же время его нельзя назвать утопистом. те, кто скажет, что россия всегда опасна, особенно для соседей, потому хотя бы, что все еще слишком велика и потому что народ ее все еще к самосознанию, те будут нынче не правы. не правы потому, что нынче весь мир, включая и россию, и украину, стоит перед вызовом в лице, так сказать, сша подчиниться . а за американизируются и народы земли. вот откуда теперь исходит угроза украинской самобытности, а не от россии. и, может, стоит у пушкина поучиться тому, как под конец жизни он бросил вызов ?
Растущим городам и королевской власти требовались грамотные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Королям нужны были образованные чиновники. В городах стали возникать нецерковные школы. В них лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике, давали некоторые сведения по естествознанию.В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты. Занятия в них велись на латинском языке, и поэтому в любом университете могли учиться юноши из разных стран. Студенты одной национальности объединялись в землячество, или «нацию». Преподаватели также создавали свои объединения по предметам — факультеты, возглавляемые деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора (правителя).В университетах изучали церковную «науку» — богословие, законы, медицину. Студенты (от латинского слова «студере» — «усердно заниматься») слушали и записывали лекции профессоров, которые с кафедры читали выдержки из книг и объясняли непонятные места.Лекции обсуждались на диспутах. Это были состязания в знаниях. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались дракой между их участниками.В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Наиболее известными были университеты Парижа, Болоньи (в Италии), Оскфбрда (в Англии), Праги. Образование и наука в средние века. Зарождение научных знаний.Развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний, не связанных с учением церкви. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. Ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло. Как ни фантастичны были цели астрологов и алхимиков, они накапливали знания, из которых развились позже такие науки, как астрономия и химия.Отдельные ученые начинали выступать против церковных вымыслов. В XIII веке в Англии жил ученый Роджер Бэкон. Он писал: «В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но раскалывать алмаз существует, он хорошо знаком ювелирам».Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучить природу и заставить ее служить людям. Ученый проводил опыты с магнитной стрелкой и увеличительными стеклами; он предвидел изобретение телескопа и микроскопа.Духовенство яростно преследовало передового ученого. Сочинения Бэкона были преданы проклятию, его самого посадили в тюрьму, где он томился свыше 20 лет. Из тюрьмы Бэкон вышел дряхлым стариком.С ростом торговли расширялись географические знания европейцев. Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло.Около четверти века Марко Поло провел вдали от родины, много лет жил в Китае, внимательно наблюдая жизнь этой страны. Вернувшись в Италию, путешественник написал книгу, в которой ярко и занимательно рассказал о жизни и обычаях народов азиатских стран. Эта книга долго служила руководством для составления географических карт, которыми пользовались путешественники.