Стихотворение «деревня» было написано пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с рылеевым, луниным, чаадаевым. наиболее важными для пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство россии, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы. стихотворение «деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостного права. оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов « мысль ») представляет собой идиллию, а вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. в этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. но совсем другая сторона жизни в деревне открывается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «барство дикое» и «рабство тощее» — основные образы этой части. они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопоставленными друг другу. на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произведения — несправедливость и жестокость крепостного права. этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. они романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». во второй части интонация другая. речь становится взволнованной. поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый владелец». кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
«светлана» жуковского произвела на меня огромное впечатление. дело в том, что на руси испокон веков в крещение девушки гадали. эти гадания имели свойства сбываться. гаданиям верили, их боялись. но все девушки без исключения хотели знать свое будущее, хотели знать, когда выйдут замуж. светлана как будто заснула перед зеркалом во время своего гадания, ей привиделось, что ее суженный погиб и она практически поверила в это. каково же было ее удивление, когда он вернулся к ней живой и здоровый. я рада, что все так обернулось. хороший и неожиданный хеппи энд, поскольку в стиле жуковского больше произведений с трагическим концом (например, «лесной царь»).
«светлана» жуковского произвела на меня огромное впечатление. дело в том, что на руси испокон веков в крещение девушки гадали. эти гадания имели свойства сбываться. гаданиям верили, их боялись. но все девушки без исключения хотели знать свое будущее, хотели знать, когда выйдут замуж. светлана как будто заснула перед зеркалом во время своего гадания, ей привиделось, что ее суженный погиб и она практически поверила в это. каково же было ее удивление, когда он вернулся к ней живой и здоровый. я рада, что все так обернулось. хороший и неожиданный хеппи энд, поскольку в стиле жуковского больше произведений с трагическим концом (например, «лесной царь»).