Все литературные произведения можно разделить на прозу и поэзию. Поэтическими называются такие литературные работы, в которых присутствует четкий ритм и деление на равномерные отрезки – стихи. Чаще всего (но не всегда) в поэтическом произведении присутствует рифма, созвучное окончание слов.
Прозаическими называются такие литературные произведения, в которых не прослеживается четкий ритм и нет деления на стихи. Важно понимать различие между прозаическими и поэтическими произведениями, так как анализировать их следует по-разному.
Чтобы сделать целостный анализ прозаического текста по литературе, можно следовать следующему плану.
Автор произведения, название. Краткая история создания (указать прототипы, если есть).
Литературное направление, жанр произведения (роман, рассказ, повесть и т.д.)
Тема и идея произведения.
Основные действующие лица (описание, характеристика).
Особенности сюжета: композиция произведения, количество сюжетных линий.
Позиция автора по отношению к персонажам и изображенной действительности.
Анализ языка произведения (как автор выстраивает предложения, какие стилистические приемы и тропы использует).
Личное отношение к произведению.
Поэтическое произведение следует анализировать по несколько иному плану. Больший упор следует делать не на сюжет (зачастую в лирических произведениях он и вовсе отсутствует), а на употребление тропов и анализ настроения стиха. План целостного анализа стихотворения может быть таким.
Автор стиха, название. Краткая история создания (указать, кому посвящено стихотворение).
Жанр стиха (романс, поэма, ода, гимн, элегия, послание, сонет и т.д.), к какому литературному направлению относится (указать признаки, которые указывают именно на это литературное направление).
Тема и идея стихотворения. Если речь идет о лирических произведениях, то чаще всего встречаются такие темы: любовь, дружба, природа, свобода личности, философия, назначение поэта и поэзии, одиночество, родина, жизнь простого народа.
Вид рифмы (смежная, перекрестная, кольцевая, белый стих), стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Тропы, использованные в стихе: литота, гипербола, эпитет, олицетворение, аллегория, синекдоха и т.д.
Анализ фонетики стиха: наличие единоначатия, эпифоры, ассонанса, аллитерации.
Анализ лексики, которую использовал автор стиха: наличие авторских неологизмов, устаревших слов, просторечной лексики.
Лирический герой стихотворного произведения. Нужно указать, как именно он выражен. Лирическим героем может быть сам автор или другое лицо.
Ведущее чувство, которое преобладает в произведении. Стоит понять, какое настроение наиболее выражено в стихотворной работе, какие чувства автор хотел передать читателю.
Личное отношение к поэтическому произведению.
Если нужно проанализировать поэтический или прозаический текст по литературе, стоит вникнуть в его суть. Очень важно понять, что хотел сказать автор своим произведением,
1. Они ехали до пункта назначения. Петр хотел помириться с Савельичем, так как осознавал, что очень глупо повел себя, и с деньгами, и с игрой, и с выпивкой, да и вообще некрасиво поступил со стариком, наговорив ему много неприятных вещей. В итоге они помирились, и Петр Гринев пообещал так больше себя не вести, деньгами без ведома не распоряжаться, не пить, да и не грубить. Но Савельич сказал, что злиться только на себя, что оставил парня одного в том трактире. Но все же они помирились. Уже немного оставалось пути до места назначения. Но ямщик советовал возвращаться, так как увидел облако, которое предвещало буран. Но Петру ветер показался не сильным, и поэтому он приказал добраться до ближайшей станции и там найти ночлег. Ямщик поскакал все быстрее, но со скоростью кибитки возрастала и скорость бурана. В итоге пошел снег. Началась страшная метель и лошади стали. Вокруг не было ничего видно, они с трудом разглядели человека, но тот сказал, что чтоб найти ночлег необходимо дождаться пока стихнет буран. Через некоторое время тот вожатый сказал, что необходимо ехать вправо, так как он ощутил, что от туда идет ветер и запах костра. Немного посомневавшись, Петр приказал ямщику ехать туда. Дорога была ужасной, то сугробы то овраги. В итоге, укутавшись в одеяло, парень уснул. И в этот момент ему снится очень странный сон. Будто бы буран свирепствует. И они внезапно оказываются возле родного дома Гринева. Парня встречает мать вся в печали, и говорит, что отец Петра при смерти и желает простится с сыном. Тот входит в комнаты и видит много людей которые стали вокруг кровати отца. Тот подходит, опускается на колени и видит совершенно чужого мужчину. Он весь в панике, не понимает что происходит. В итоге тот мужчина начинает смеяться, и бежать за Петром держа в руках топор. Он им машет, и в комнате появляются лежачие мертвецы. Петр бежит и по ним. А тот мужчина ласково говорит «не бойся, подойди ко мне, получи благословение». На этом моменте парень и проснулся. Его разбудил Савельич и сказал, что они приехали на постоялый двор.
2.По таким поступкам Савельича мы можем понять,каким человеком и другом для Гринёва он является.На Савельича можно положиться,как и доверять ему.Он не бросит близкого человека в трудную минуту и с радостью
4-5. Пушкин с любовью относится к своему персонажу,он воплотил в Савельиче лучшие черты русского народа.Автор уважает прямоту,честность,смелость простых людей. Беспрекословное подчинение приказам,вызывает у автора чувство жалости,но так жили веками деды и отцы Савельича.Смекалка,народная хитрость,мудрость -эти народные черты Пушкин ценит ,наделив ими своего персонажа.
Объяснение:
Все литературные произведения можно разделить на прозу и поэзию. Поэтическими называются такие литературные работы, в которых присутствует четкий ритм и деление на равномерные отрезки – стихи. Чаще всего (но не всегда) в поэтическом произведении присутствует рифма, созвучное окончание слов.
Прозаическими называются такие литературные произведения, в которых не прослеживается четкий ритм и нет деления на стихи. Важно понимать различие между прозаическими и поэтическими произведениями, так как анализировать их следует по-разному.
Чтобы сделать целостный анализ прозаического текста по литературе, можно следовать следующему плану.
Автор произведения, название. Краткая история создания (указать прототипы, если есть).
Литературное направление, жанр произведения (роман, рассказ, повесть и т.д.)
Тема и идея произведения.
Основные действующие лица (описание, характеристика).
Особенности сюжета: композиция произведения, количество сюжетных линий.
Позиция автора по отношению к персонажам и изображенной действительности.
Анализ языка произведения (как автор выстраивает предложения, какие стилистические приемы и тропы использует).
Личное отношение к произведению.
Поэтическое произведение следует анализировать по несколько иному плану. Больший упор следует делать не на сюжет (зачастую в лирических произведениях он и вовсе отсутствует), а на употребление тропов и анализ настроения стиха. План целостного анализа стихотворения может быть таким.
Автор стиха, название. Краткая история создания (указать, кому посвящено стихотворение).
Жанр стиха (романс, поэма, ода, гимн, элегия, послание, сонет и т.д.), к какому литературному направлению относится (указать признаки, которые указывают именно на это литературное направление).
Тема и идея стихотворения. Если речь идет о лирических произведениях, то чаще всего встречаются такие темы: любовь, дружба, природа, свобода личности, философия, назначение поэта и поэзии, одиночество, родина, жизнь простого народа.
Вид рифмы (смежная, перекрестная, кольцевая, белый стих), стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Тропы, использованные в стихе: литота, гипербола, эпитет, олицетворение, аллегория, синекдоха и т.д.
Анализ фонетики стиха: наличие единоначатия, эпифоры, ассонанса, аллитерации.
Анализ лексики, которую использовал автор стиха: наличие авторских неологизмов, устаревших слов, просторечной лексики.
Лирический герой стихотворного произведения. Нужно указать, как именно он выражен. Лирическим героем может быть сам автор или другое лицо.
Ведущее чувство, которое преобладает в произведении. Стоит понять, какое настроение наиболее выражено в стихотворной работе, какие чувства автор хотел передать читателю.
Личное отношение к поэтическому произведению.
Если нужно проанализировать поэтический или прозаический текст по литературе, стоит вникнуть в его суть. Очень важно понять, что хотел сказать автор своим произведением,
2.По таким поступкам Савельича мы можем понять,каким человеком и другом для Гринёва он является.На Савельича можно положиться,как и доверять ему.Он не бросит близкого человека в трудную минуту и с радостью
4-5. Пушкин с любовью относится к своему персонажу,он воплотил в Савельиче лучшие черты русского народа.Автор уважает прямоту,честность,смелость простых людей. Беспрекословное подчинение приказам,вызывает у автора чувство жалости,но так жили веками деды и отцы Савельича.Смекалка,народная хитрость,мудрость -эти народные черты Пушкин ценит ,наделив ими своего персонажа.