"Детство\" – это художественная повесть,автобиография Максима Горького. Хоть жизнь и не была легкой, но все же среди людей, которые любили Алешу, и о кого он вспоминает с теплотой, особое место занимает его бабушка- Акулина Ивановна. Она не выделялась красотой: пухловатая, с большой головой и глазами, а так же красноватым рыхлым носом, Волосы – длинные, густые и непослушные. как привлекательны в ней искренняя, светлая улыбка и плавная, легкая походка! мальчику нравилась ее речь – складная и добрая.Вообще от бабушки веяло теплом и лаской. Она вся как будто светилась изнутри, излучая любовь. Алеша хорошо почувствовал это, и с первых дней Акулина Ивановна стала его мудрым и близким другом. Любовь и забота ко всему живому – Именно они наполняли весь дом хорошей энергией, смягчая жестокий уклад жизни, установленный дедом. Бабушкиной доброты хватало и на близких и на посторонних людей. Например Цыганок, которого подбросили под их калитку. Акулина Ивановна вырастила и воспитала его, как родного. Бабушка Алеши была очень трудолюбивой, успевала и забот иться о своей большой семье. При этом она замечала все, что делалось вокруг. Она смелая и сильная духом человек, единственная, кто не боится сурового деда. А как решительно она действовала на пожаре! Несмотря на ожоги, она отстояла мастерскую от огня. Так же она знала много сказок и хорошо умела их рассказывать. В ней жила настоящая народная мудрость, которая стала для Алеши уроком и примером на всю его жизнь.
1. Как поэтом создавался образ Василия Тёркина?.
2. В чём заключается своеобразие композиции поэмы «Василий Тёркин»? Назовите подзаголовок поэмы.
3. Почему поэт пишет, что «на войне сюжета нету» и что книга «без начала и конца»?
4. Вопросы для анализа главы «Переправа»:
а) На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа...»?
1 часть (1 группа учащихся дают характеристику этой части)
2 часть (2 группа учащихся дают характеристику этой части)
3 часть (3 группа учащихся дают характеристику этой части)
Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует читать эти строки?
б) Что является «лейтмотивом» данной главы? Почему?
в) Каким в этой главе предстаёт перед читателем Василий Тёркин?
5. Вопросы для анализа главы «О награде»:
а) Как построена эта глава? Дайте характеристику частей этой главы?
б) Как проявляется здесь стилевое многообразие поэмы?
в) Что нового об образе Тёркина мы узнаём в этой главе?
г) Можем ли сказать, что автор сроднился с Тёркиным? В чём это проявляется? Что значит слово «родина» для каждого из них?
е) Выделите в главе строки, которые являются рефреном произведения. Как вы думаете, почему именно такой рефрен включён Твардовским в поэму?
6. Вопросы для анализа главы «Гармонь»:
а) Какой эпизод лёг в основу главы?
б) Каким предстал перед нами Тёркин в этой главе?
в) На какие черты характера героя обращает внимание автор в его диалоге с танкистами?
г) Какую оценку игре Тёркина дают танкисты? Выразительно зачитайте этот отрывок.
7. Вопросы для анализа главы «Два солдата»:
а) Какие стороны характера Василия Тёркина раскрываются в главе?
б) В чём смысл сопоставления солдат двух поколений?
в) Близка ли эта глава к народной сказке? Почему?
8. Вопросы для анализа главы «Смерть и воин»:
а) Можно ли назвать образ смерти, изображаемый в главе сказочным? Почему?
б) Отношение Тёркина к смерти. Что позволяет Василию Тёркину победить смерть?
9. Самостоятельный анализ главы «От автора» (4 группы, т.к. 4 главы «От автора»)
составление вопросов к главе
ответы на эти вопросы
* При составлении вопросов учащимся необходимо обратить внимание на сходство и различие между автором и героем; выявить роль автора в поэме.
10. Итоговые вопросы, с которых происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о поэме (по изученным главам).
Какие качества героя поэмы позволили автору сказать «Тёркин дорог на войне»?
Какое значение имела поэма «Василий Тёркин» в годы Великой Отечественной войны?
Какие мысли и чувства при прочтении вызвала поэма у вас?
Любовь и забота ко всему живому – Именно они наполняли весь дом хорошей энергией, смягчая жестокий уклад жизни, установленный дедом. Бабушкиной доброты хватало и на близких и на посторонних людей. Например Цыганок, которого подбросили под их калитку. Акулина Ивановна вырастила и воспитала его, как родного.
Бабушка Алеши была очень трудолюбивой, успевала и забот иться о своей большой семье. При этом она замечала все, что делалось вокруг.
Она смелая и сильная духом человек, единственная, кто не боится сурового деда. А как решительно она действовала на пожаре! Несмотря на ожоги, она отстояла мастерскую от огня.
Так же она знала много сказок и хорошо умела их рассказывать. В ней жила настоящая народная мудрость, которая стала для Алеши уроком и примером на всю его жизнь.