Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. В «Мертвых душах» образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. В них автор создал пять различных портретов, непохожих друг на друга.
Первое знакомство происходит у нас с помещиком Маниловым. «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности» , и на фоне жителей города и поместий он казался весьма «обходительным и учтивым помещиком» . Однако пристальней всматриваясь в мир Манилова, мы замечаем, что он оторванный от всякого дела, не знающий труда. Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности он лишь строить «воздушные замки» , мечтая о совершенно невозможном и ненужном. Все живое, человеческое в Манилове пропадает. Он «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Седифан» . Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам, месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход.
Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся? ", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".
1) Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?
Печорин опытный человек, хорошо разбирающийся в людях,видит Грушницкого насквозь,лживый человечишко,трус,обманщик и хвастун.Всё что делает Грушницкий-это показное,нет у него "русской удали".Все считают Грушницкого храбрецом,а он "махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!.."За эту показуху,лживость,трусость и тщеславие,Печорин и презирает Грушницкого.Юнкер понял,что его раскусил Печорин и затаил злобу на него,взаимная неприязнь между ними,а внешне приятельские отношения,это лишь маска.Для Грушницкого ,Печорин был примером для подражания,чем вызывал насмешки и раздражение у последнего.Грушницкий злится ,обещает мстить Печорину,за такое насмехательство.Мери отказала Грушницкому,не ответила взаимностью,а влюблённый подлец решил опорочить и княжну,и Печорина.Его месть мелочна,он решил испортить имя Мери,но Печорин понимает,что это месть отвергнутого почитателя и просит Грушницкого извиниться за клевету,но получает отказ и вызывает его на дуэль.
2) Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли?
Зная о подлоге,Печорин ставит условие дуэли,стрелять по-очереди и на краю обрыва.Сила на его стороне,опыт, хладнокровие,смелость, трезвый расчёт и ум, против трусости,глупости,мальчишеской истерики и хвастливости.Трус не смог убить Печорина,а Печорин ,выстрелив, уходит даже не обернувшись.Злость,расчётливость Печорина удовлетворены-противник мёртв.
3) Испытывает ли он торжество победы?
Дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина,он остаётся отчуждённым, холодным и ставит себя выше окружающего общества,его спор с самим собой остаётся незавершённым. Печорин пытается получить извинения ,уладить дело миром,но тщетно.Грушницкий не оставляет ему выбора-"Нам на земле вдвоем нет места.."Нет торжества победы,но и нет горечи потери.Убив подлеца,Печорин опустошён,он привык,что приносит несчастья окружающим его людям.
Первое знакомство происходит у нас с помещиком Маниловым. «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности» , и на фоне жителей города и поместий он казался весьма «обходительным и учтивым помещиком» . Однако пристальней всматриваясь в мир Манилова, мы замечаем, что он оторванный от всякого дела, не знающий труда. Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности он лишь строить «воздушные замки» , мечтая о совершенно невозможном и ненужном. Все живое, человеческое в Манилове пропадает. Он «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Седифан» . Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам, месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход.
Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся? ", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".
1) Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?
Печорин опытный человек, хорошо разбирающийся в людях,видит Грушницкого насквозь,лживый человечишко,трус,обманщик и хвастун.Всё что делает Грушницкий-это показное,нет у него "русской удали".Все считают Грушницкого храбрецом,а он "махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!.."За эту показуху,лживость,трусость и тщеславие,Печорин и презирает Грушницкого.Юнкер понял,что его раскусил Печорин и затаил злобу на него,взаимная неприязнь между ними,а внешне приятельские отношения,это лишь маска.Для Грушницкого ,Печорин был примером для подражания,чем вызывал насмешки и раздражение у последнего.Грушницкий злится ,обещает мстить Печорину,за такое насмехательство.Мери отказала Грушницкому,не ответила взаимностью,а влюблённый подлец решил опорочить и княжну,и Печорина.Его месть мелочна,он решил испортить имя Мери,но Печорин понимает,что это месть отвергнутого почитателя и просит Грушницкого извиниться за клевету,но получает отказ и вызывает его на дуэль.
2) Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли?
Зная о подлоге,Печорин ставит условие дуэли,стрелять по-очереди и на краю обрыва.Сила на его стороне,опыт, хладнокровие,смелость, трезвый расчёт и ум, против трусости,глупости,мальчишеской истерики и хвастливости.Трус не смог убить Печорина,а Печорин ,выстрелив, уходит даже не обернувшись.Злость,расчётливость Печорина удовлетворены-противник мёртв.
3) Испытывает ли он торжество победы?
Дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина,он остаётся отчуждённым, холодным и ставит себя выше окружающего общества,его спор с самим собой остаётся незавершённым. Печорин пытается получить извинения ,уладить дело миром,но тщетно.Грушницкий не оставляет ему выбора-"Нам на земле вдвоем нет места.."Нет торжества победы,но и нет горечи потери.Убив подлеца,Печорин опустошён,он привык,что приносит несчастья окружающим его людям.