Главный герой рассказа а. платонова «в прекрасном и яростном мире» — машинист мальцев. вождение поездов — его призвание. автор изображает работу мальцева как творческий процесс: «он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним» . именно способность к внутреннему зрению по воле случая играет в одной из поездок для мальцева роковую роль. в его локомотив попадает молния. под воздействием электромагнитной волны мальцев слепнет, но какое-то время не чувствует этого. он продолжает видеть мир в своем воображении. эта иллюзия чуть не стала причиной крушения пассажирского состава. коллизия рассказа развивается между враждебными силами природы, ослепляющими мальцева, и человеком: его творчеством (мальцев) , гуманизмом и разумом (рассказчик) . такова философская основа рассказа. образ «прекрасного и яростного мира» писатель вынес в заглавие рассказа не случайно. поэзия этого мира захватывает не только мальцева, но и его (рассказчика) . «машина «ис» , единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне, столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов пушкина» . платонов подчеркивает, что жизнь по законам красоты подразумевает глубоко нравственное отношение человека к людям. в начале рассказа мальцев совершенно равнодушен к людям, работающим рядом с ним. «он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта» . отношение к людям рассказчика иное. несмотря на обидное равнодушие со стороны мальцева, он не только доказывает его невиновность, но и изобретает план, возвращающий машиниста к активной жизни. деятельная доброта — вот самая существенная черта характера рассказчика. в развязке рассказа эта черта оказывает очищающее воздействие на душу мальцева.
Герой рассказа виктора астафьева "васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. к тринадцати он уже многое знал и умел. отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. в мудрости законов и в необходимости соблюдать их васютка убедился, когда заблудился. конечно, ему было страшно одному в тайге. он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. но васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. а главное - желание выжить во что бы то ни стало. "тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею. васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, поэтому с детства впитал таежные законы, которые и выжить. в тайге было страшно. он постоянно вспоминал советы и рассказы старших, и правильно оценивал их. рассказы взрослых, знание таежных законов, его самообладание, ему выжить в тех суровых условиях. все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, названное васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.