Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.
А. И. Герцен так написал о времени, наступившем
после разгрома восстания декабристов: «Душой всех
мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в
долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала
эпоху наполняла мужественными звука-
ми настоящее и посылала свой голос отдалённому
будущему» .
Центральное событие стихотворения А. С. Пуш-
кина «Арион: — «вихорь шумный», который раз-
бил корабль и унёс жизни кормщика и пловцов.
Так метафорически изобразил поэт восстание своих
друзей-декабристов и его разгром.
В основу стихотворения положен известный древ-
негреческий миф о певце Арионе, который, путеше-
ствуя по свету, исполнял перед знатной публикой
лирические баллады. Для того чтобы приблизить миф к современным
событиям, Пушкин изменил его. В мифе корабель-
щики — враги Ариона, а у Пушкина Арион — член
команды. В мифе Арион был дельфином, а
у Пушкина после гибели корабля он «на берег вы-
брошен грозою » .