Тимур ибн Тарагай Барлас, Тамерлан, Амир Темур (1336–1405) – великий среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель.
Темур Тарагай родился 8 апреля 1336 году в кишлаке Ходжа Илгар, что близ Кеша (совр. Шахрисабз) в семье знатного амира. Его отец Мухаммад Тарагай был из аристократической семьи тюркского рода Барласов и пользовался в Мавераннахре большой популярностью и авторитетом.
Детство и отрочество будущего полководца в окрестностях родного города. С юных лет он любил охоту, конные состязания и военные игры. Отлично метал копье и стрелял из лука. С десятилетнего возраста наставники – атабеки, служившие при дворе отца старательно растили из него воина, не уделяя должного внимания образованию мальчика. И только природная любознательность Темура позволила ему, будучи почти безграмотным, выучить наизусть Коран.
Амир темур Темурлан ибн ТарагайС детства обладавший незаурядными организаторскими Темурбек не отличался особым послушанием и уже в юные годы, сколотив шайку налетчиков, частенько угонял стада баранов у племен кочевников. Однако в условиях постоянных междоусобиц раздиравших страну, юноша всерьез задумался о политике. Позже вместе со своим отрядом он поступил на службу к правителю Кеша – Ходжи Барласу, собственному дяде.
Экономическое положение Мавераннахра в конце XIII, начеле XIV вв. внушало серьезные опасения, этим воспользовался монгольский хан Тоглок Тимур, который в 1360 году почти без сопротивления завоевал большую территорию государства, дойдя почти до Кашкадарьи. Темур Тарагай поступает к нему на службу, но когда тот назначает правителем Мавераннахра своего сына, разрывает обязательства.
Некоторое время Тимурбек вынужден жить на правом берегу реки Амударья и вести с монголами партизанскую войну. В одной из таких вылазок Темур был тяжело ранен в руку и ногу, после чего остался на всю жизнь хромым, за что и получил прозвище Темур-еланг («хромой Темур»).
В 1370 году уже добившись заметных успехов, Темур на всеобщем курултае монгольской империи в Балхе был провозглашен правителем но, не являясь прямым наследником царского рода, Темур отказался от трона и взял себе менее пафосное звание - амира. Формально не являясь коронованным, на деле он, теперь уже - Амир Темур стал единовластным правителем Мавераннахра.
Заключив брак с Сарай Мульк Ханум –наследницей рода Чингизидов, Амир Темур, смог прибавить к своему званию и почетный титул «гураган» - зять хана.
Теперь основной задачей Амира Темура стало объединение раздробленных территорий в единое целое. Заручившись поддержкой местных феодалов и духовенства, Темур совершил 9 военных походов по стране.
Создавалось мощное государство, и его столицей был избран Самарканд. Рядом с разрушенным Афросиабом заложили новый город, который спешно начал укрепляться цитаделью и крепостными стенами, украшаться дворцами, мечетями и медресе.
Амиру Темуру удалось объединить разрозненную страну и вновь воссоединить Мавераннахр, добавив к уже имеющимся землям, территории Ферганы и Шашского оазиса.
Подавив заговоры и мятежи, укрепив централизованную власть, великому полководцу стало тесно в родной державе, в голове зрели планы новых военных операций, он намеревался доделать то, что не успел свершить Чингиз-хан. Начиналась эра грандиозных походов.
Умер великий полководец во время военного похода на Китай, это случилось в феврале 1405 года в городе Отраре. Его тело забальзамировали, положили в гроб с черной парчей и отправили в Самарканд, где он и упокоился в семейной усыпальнице Гур-Эмир.
Великий правитель и завоеватель пробыл у власти 35 лет. Он сумел создать огромную империю, которая включала: Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Иран и Пенджаб и представляла собой конгломерат феодальных владений, объединенных сильной военной властью.
В наследство потомкам Темур оставил не только огромную державу, но и руководство к действию в управлении страной. «УложенияТемура» - так называется ценный исторический документ, написанный мудрым правителем. Он состоит из двух частей, первая – автобиографическая, описание деяний великого Амира, а вторая – свод законов, в котором четко прописаны правила поведения членов общества, их права и обязанности. Эти законы касались решительно всех в государстве от рядовых граждан, до чиновников и правителей.
К сожалению, после смерти Амира Темура, его империя стала клониться к закату и распадаться, а в XVI веке и вовсе прекратила свое существование.
Етичні категорії гідності і честі займають особливе місце в структурі моральної свідомості, оскільки вони торкаються глибин внутрішнього світу людини і виступають основою моральної культури особистості. Поняття гідності містить в собі уявлення про цінність індивіда, наскільки у нього яскраво виражене особистісне начало та усвідомлення належності до людського роду. У почутті гідності акумульована самоповага особистості, недопустимість посягань на її суб'єктивність, свободу. Право на гідність є невід'ємним правом кожної людини, і воно зафіксовано у міжнародних документах, зокрема у "Загальній декларації прав людини", прийнятої Генеральною Асамблеєю ООН, яка символічно починається зі спів про те, що yd люди народжуються вільними і рівними у своїй гідності і правах.
Специфіка гідності як етичної категорії в її імперативно-оціненому характері. Людина повинна поводитися з гідністю, тобто не принижуватись і не дозволяти принижувати себе іншим людям, в які б життєві ситуації вона не потрапляла. Гідність як лакмусовий папірець проявляє те, наскільки поведінка людини відповідає очікуванням відповідно до уявлень про статус та цінність людини. Антиподом гідності виступає пихатість та перебільшена самовпевненість. Межа між самоповагою, моральним задоволенням від виконаних обов'язків та неадекватною самооцінкою дуже крихка, а її порушення викликає напругу у взаємовідносинах, руйнує нормальний моральний клімат. Пихатість, звичайно, не є тотожною виправданій самовпевненості: поза останньою навряд чи людина може діяти належним чином, не губитись у несподіваних ситуаціях. Нормальна, здорова самовпевненість, як правило, стимулює людину до вдосконалення своїх навичок чи то у професійній сфері, чи то в сфері міжлюдських стосунків. Такого роду ситуації вже неодноразово спеціально досліджувались у моральній практиці, в результаті чого були вироблені засоби їх вирішення, спрямовані на розвиток уміння реально оцінити себе, свої можливості, навчитись дивитись на свої дії з позиції загальнолюдського досвіду і повернути втрачену самоповагу.
Тимур ибн Тарагай Барлас, Тамерлан, Амир Темур (1336–1405) – великий среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель.
Темур Тарагай родился 8 апреля 1336 году в кишлаке Ходжа Илгар, что близ Кеша (совр. Шахрисабз) в семье знатного амира. Его отец Мухаммад Тарагай был из аристократической семьи тюркского рода Барласов и пользовался в Мавераннахре большой популярностью и авторитетом.
Детство и отрочество будущего полководца в окрестностях родного города. С юных лет он любил охоту, конные состязания и военные игры. Отлично метал копье и стрелял из лука. С десятилетнего возраста наставники – атабеки, служившие при дворе отца старательно растили из него воина, не уделяя должного внимания образованию мальчика. И только природная любознательность Темура позволила ему, будучи почти безграмотным, выучить наизусть Коран.
Амир темур Темурлан ибн ТарагайС детства обладавший незаурядными организаторскими Темурбек не отличался особым послушанием и уже в юные годы, сколотив шайку налетчиков, частенько угонял стада баранов у племен кочевников. Однако в условиях постоянных междоусобиц раздиравших страну, юноша всерьез задумался о политике. Позже вместе со своим отрядом он поступил на службу к правителю Кеша – Ходжи Барласу, собственному дяде.
Экономическое положение Мавераннахра в конце XIII, начеле XIV вв. внушало серьезные опасения, этим воспользовался монгольский хан Тоглок Тимур, который в 1360 году почти без сопротивления завоевал большую территорию государства, дойдя почти до Кашкадарьи. Темур Тарагай поступает к нему на службу, но когда тот назначает правителем Мавераннахра своего сына, разрывает обязательства.
Некоторое время Тимурбек вынужден жить на правом берегу реки Амударья и вести с монголами партизанскую войну. В одной из таких вылазок Темур был тяжело ранен в руку и ногу, после чего остался на всю жизнь хромым, за что и получил прозвище Темур-еланг («хромой Темур»).
В 1370 году уже добившись заметных успехов, Темур на всеобщем курултае монгольской империи в Балхе был провозглашен правителем но, не являясь прямым наследником царского рода, Темур отказался от трона и взял себе менее пафосное звание - амира. Формально не являясь коронованным, на деле он, теперь уже - Амир Темур стал единовластным правителем Мавераннахра.
Заключив брак с Сарай Мульк Ханум –наследницей рода Чингизидов, Амир Темур, смог прибавить к своему званию и почетный титул «гураган» - зять хана.
Теперь основной задачей Амира Темура стало объединение раздробленных территорий в единое целое. Заручившись поддержкой местных феодалов и духовенства, Темур совершил 9 военных походов по стране.
Создавалось мощное государство, и его столицей был избран Самарканд. Рядом с разрушенным Афросиабом заложили новый город, который спешно начал укрепляться цитаделью и крепостными стенами, украшаться дворцами, мечетями и медресе.
Амиру Темуру удалось объединить разрозненную страну и вновь воссоединить Мавераннахр, добавив к уже имеющимся землям, территории Ферганы и Шашского оазиса.
Подавив заговоры и мятежи, укрепив централизованную власть, великому полководцу стало тесно в родной державе, в голове зрели планы новых военных операций, он намеревался доделать то, что не успел свершить Чингиз-хан. Начиналась эра грандиозных походов.
Умер великий полководец во время военного похода на Китай, это случилось в феврале 1405 года в городе Отраре. Его тело забальзамировали, положили в гроб с черной парчей и отправили в Самарканд, где он и упокоился в семейной усыпальнице Гур-Эмир.
Великий правитель и завоеватель пробыл у власти 35 лет. Он сумел создать огромную империю, которая включала: Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Иран и Пенджаб и представляла собой конгломерат феодальных владений, объединенных сильной военной властью.
В наследство потомкам Темур оставил не только огромную державу, но и руководство к действию в управлении страной. «УложенияТемура» - так называется ценный исторический документ, написанный мудрым правителем. Он состоит из двух частей, первая – автобиографическая, описание деяний великого Амира, а вторая – свод законов, в котором четко прописаны правила поведения членов общества, их права и обязанности. Эти законы касались решительно всех в государстве от рядовых граждан, до чиновников и правителей.
К сожалению, после смерти Амира Темура, его империя стала клониться к закату и распадаться, а в XVI веке и вовсе прекратила свое существование.
Відповідь:
Етичні категорії гідності і честі займають особливе місце в структурі моральної свідомості, оскільки вони торкаються глибин внутрішнього світу людини і виступають основою моральної культури особистості. Поняття гідності містить в собі уявлення про цінність індивіда, наскільки у нього яскраво виражене особистісне начало та усвідомлення належності до людського роду. У почутті гідності акумульована самоповага особистості, недопустимість посягань на її суб'єктивність, свободу. Право на гідність є невід'ємним правом кожної людини, і воно зафіксовано у міжнародних документах, зокрема у "Загальній декларації прав людини", прийнятої Генеральною Асамблеєю ООН, яка символічно починається зі спів про те, що yd люди народжуються вільними і рівними у своїй гідності і правах.
Специфіка гідності як етичної категорії в її імперативно-оціненому характері. Людина повинна поводитися з гідністю, тобто не принижуватись і не дозволяти принижувати себе іншим людям, в які б життєві ситуації вона не потрапляла. Гідність як лакмусовий папірець проявляє те, наскільки поведінка людини відповідає очікуванням відповідно до уявлень про статус та цінність людини. Антиподом гідності виступає пихатість та перебільшена самовпевненість. Межа між самоповагою, моральним задоволенням від виконаних обов'язків та неадекватною самооцінкою дуже крихка, а її порушення викликає напругу у взаємовідносинах, руйнує нормальний моральний клімат. Пихатість, звичайно, не є тотожною виправданій самовпевненості: поза останньою навряд чи людина може діяти належним чином, не губитись у несподіваних ситуаціях. Нормальна, здорова самовпевненість, як правило, стимулює людину до вдосконалення своїх навичок чи то у професійній сфері, чи то в сфері міжлюдських стосунків. Такого роду ситуації вже неодноразово спеціально досліджувались у моральній практиці, в результаті чого були вироблені засоби їх вирішення, спрямовані на розвиток уміння реально оцінити себе, свої можливості, навчитись дивитись на свої дії з позиції загальнолюдського досвіду і повернути втрачену самоповагу.
Пояснення: