Повесть «Ася» Ивана Тургенева входит в коллекцию лучших лирических произведений русской литературы о не любви. Тонко чувствующий автор ярко и точно передал переживания персонажей. Главной героиней является юная необычная девушка Анна, которую все ласково зовут Асей. Именно о ней повествует нам главный герой господин Н.Н., которого Тургенев делает рассказчиком. При этом сам автор как будто остается в тени. Через призму воспоминаний господина Н.Н. читатель узнает о событиях в повести. Имя главного героя засекречено. Возможно, потому что отчасти автор отождествляет его с собой. Иван Тургенев в молодости восхищался незаконнорожденной дочерью своего дяди, черты которой угадываются в образе Аси.
Господин Н.Н. на момент рассказа уже зрелый человек, но воспоминания относятся ко времени его молодости. Тогда он – двадцатипятилетний беззаботный молодой мужчина – путешествовал по заграничным городкам. Его привлекала не природа и не достопримечательности, а человеческая многогранность. Господин Н.Н. с жадности вглядывался в новые лица, наблюдал за поведением иностранцев. Хотя многие люди, в особенности девушки, ему казались однотипными. Вот поэтому, встретив на празднике в одном немецком городе необычную юную девушку Асю, он был поражен. Что-то дикое и смелое читалось в ее взгляде. Герой заметил, что выражение ее лица могло очень быстро меняться. Детская непосредственность могла мгновенно смениться зрелой тоской.
Познакомившись на празднике с Гагиным и его сестрой Асей, господин Н.Н. стал часто бывать у них в гостях. Несмотря на то, что главный герой не очень любил общаться с русскими заграницей, с этой парой он быстро сошелся. Ему был приятен симпатичный улыбчивый Гагин и его манила загадочная Ася. Хотя второе он не сразу понял. Она его не переставала удивлять. Девушка вела себя порою необычно: могла внезапно звонко засмеяться и убежать. Со временем станет ясно, что такое поведение вызвано ее юношеской любовью. Господин Н.Н. тоже очарован девушкой, но не может подчиниться чувствам. Его рассудительность, а возможно и трусость, становится преградой для любви.
Ася признается господину Н.Н. в своих чувствах, но он не знает, как ему поступить. Поэтому он рассказывает обо всем ее брату. Гагин понимает, что его новый знакомый не намерен жениться.
В беседе с девушкой герой ведет себя отчужденно, обвиняя ее в излишней прямоте. Ася слушает его напряженно, словно ожидая чего-то. Позже из оставленной записки станет ясно, что ждала она от него всего одного слова, которое убедило бы ее остаться с ним. Но так и не дождавшись признания в любви, Ася принимает окончательное решение уехать и больше никогда не видеться с господином Н.Н.
На следующий день после разговора герой одумывается и бежит к дому Аси. Но уже поздно, постояльцы уехали в неизвестном направлении. Господин Н.Н. расстроен, но успокаивает себя мыслью о том, что Ася вряд ли стала бы для него «удобной» женой. Позже он нашел утешение в других женщинах, но так и не забыл Асю.
Кавказькі гори "засіяні горем, кров’ю политі" — там тривалий час іде війна. Споконвіку там орел карає Прометея, та не в змозі подолати мужнього титана: "Не вмирає душа наша. Не вмирає воля".
Ліричний герой звертається до Бога, коли ж нарешті "прокинеться правда" й кати перестануть знущатися з людей: "Ми віруєм твоїй силі І духу живому Встане правда! Встане воля!" А поки що "течуть ріки, Кровавії ріки!" Кавказькі гори политі кров’ю, бо там живуть волелюбні народи, які відчайдушно захищають свою батьківщину. Тисячами там гинуть і царські солдати, яким ця війна зовсім не потрібна. А скільки сліз пролито! їх вистачить, щоб утопити "всіх імператорів... з дітьми і внуками".
Ліричний герой поеми славить синів Кавказу — "лицарів великих: Борітеся — поборете, Вам Бог помагає! За вас правда, за вас слава І воля святая!" Він протиставляє вільному Кавказу, який не зазіхає на чуже, кріпосницьку Росію, в якій можуть лише навчити, як ошукувати людей, здирати з них останню шкуру, мордувати по тюрмах, продавати чи програвати в карти своїх же братів — християн. І докоряє панству, що люблять вони "на братові Шкуру, а не душу!"
Зажерливі й багаті моляться Христу, б’ють поклони за крадіжку, кров, війну, щоб потім йому ж принести в дар украдені ними багатства.
Поет звертається до пам’яті свого друга Якова де Бальмена, який загинув на Кавказі, і "не за Україну, а за її ката". З обуренням він говорить про облудні твердження загарбників, ніби вони несуть ту темним і "диким" народам: "Все покажем! Тілько дайте Себе в руки взяти, Як і тюрми мурувати, Кайдани кувати... Всьому навчим; тілько дайте Свої сині гори Остатнії.. бо вже взяли І поле, і море".
Критика, коментарі до твору, пояснення (стисло):
Отримавши звістку про загибель свого друга Якова де Бальмена у війні з кавказцями, поет гірко роздумує над цією безглуздою втратою життя за чужі загарбницькі інтереси. Він повністю на боці вільнолюбного кавказького народу, який захищає свою батьківщину і страждає, як Прометей. Царський уряд прикривається тим, що Несе ту диким народам. Але чому може навчити держава інших, коли сама гнобить свій народ, продає братів-єдиновірців і всі питання вирішує за до кайданів та в’язниць?
Повесть «Ася» Ивана Тургенева входит в коллекцию лучших лирических произведений русской литературы о не любви. Тонко чувствующий автор ярко и точно передал переживания персонажей. Главной героиней является юная необычная девушка Анна, которую все ласково зовут Асей. Именно о ней повествует нам главный герой господин Н.Н., которого Тургенев делает рассказчиком. При этом сам автор как будто остается в тени. Через призму воспоминаний господина Н.Н. читатель узнает о событиях в повести. Имя главного героя засекречено. Возможно, потому что отчасти автор отождествляет его с собой. Иван Тургенев в молодости восхищался незаконнорожденной дочерью своего дяди, черты которой угадываются в образе Аси.
Господин Н.Н. на момент рассказа уже зрелый человек, но воспоминания относятся ко времени его молодости. Тогда он – двадцатипятилетний беззаботный молодой мужчина – путешествовал по заграничным городкам. Его привлекала не природа и не достопримечательности, а человеческая многогранность. Господин Н.Н. с жадности вглядывался в новые лица, наблюдал за поведением иностранцев. Хотя многие люди, в особенности девушки, ему казались однотипными. Вот поэтому, встретив на празднике в одном немецком городе необычную юную девушку Асю, он был поражен. Что-то дикое и смелое читалось в ее взгляде. Герой заметил, что выражение ее лица могло очень быстро меняться. Детская непосредственность могла мгновенно смениться зрелой тоской.
Познакомившись на празднике с Гагиным и его сестрой Асей, господин Н.Н. стал часто бывать у них в гостях. Несмотря на то, что главный герой не очень любил общаться с русскими заграницей, с этой парой он быстро сошелся. Ему был приятен симпатичный улыбчивый Гагин и его манила загадочная Ася. Хотя второе он не сразу понял. Она его не переставала удивлять. Девушка вела себя порою необычно: могла внезапно звонко засмеяться и убежать. Со временем станет ясно, что такое поведение вызвано ее юношеской любовью. Господин Н.Н. тоже очарован девушкой, но не может подчиниться чувствам. Его рассудительность, а возможно и трусость, становится преградой для любви.
Ася признается господину Н.Н. в своих чувствах, но он не знает, как ему поступить. Поэтому он рассказывает обо всем ее брату. Гагин понимает, что его новый знакомый не намерен жениться.
В беседе с девушкой герой ведет себя отчужденно, обвиняя ее в излишней прямоте. Ася слушает его напряженно, словно ожидая чего-то. Позже из оставленной записки станет ясно, что ждала она от него всего одного слова, которое убедило бы ее остаться с ним. Но так и не дождавшись признания в любви, Ася принимает окончательное решение уехать и больше никогда не видеться с господином Н.Н.
На следующий день после разговора герой одумывается и бежит к дому Аси. Но уже поздно, постояльцы уехали в неизвестном направлении. Господин Н.Н. расстроен, но успокаивает себя мыслью о том, что Ася вряд ли стала бы для него «удобной» женой. Позже он нашел утешение в других женщинах, но так и не забыл Асю.
Объяснение
Стислий переказ, виклад змісту
Кавказькі гори "засіяні горем, кров’ю политі" — там тривалий час іде війна. Споконвіку там орел карає Прометея, та не в змозі подолати мужнього титана: "Не вмирає душа наша. Не вмирає воля".
Ліричний герой звертається до Бога, коли ж нарешті "прокинеться правда" й кати перестануть знущатися з людей: "Ми віруєм твоїй силі І духу живому Встане правда! Встане воля!" А поки що "течуть ріки, Кровавії ріки!" Кавказькі гори политі кров’ю, бо там живуть волелюбні народи, які відчайдушно захищають свою батьківщину. Тисячами там гинуть і царські солдати, яким ця війна зовсім не потрібна. А скільки сліз пролито! їх вистачить, щоб утопити "всіх імператорів... з дітьми і внуками".
Ліричний герой поеми славить синів Кавказу — "лицарів великих: Борітеся — поборете, Вам Бог помагає! За вас правда, за вас слава І воля святая!" Він протиставляє вільному Кавказу, який не зазіхає на чуже, кріпосницьку Росію, в якій можуть лише навчити, як ошукувати людей, здирати з них останню шкуру, мордувати по тюрмах, продавати чи програвати в карти своїх же братів — християн. І докоряє панству, що люблять вони "на братові Шкуру, а не душу!"
Зажерливі й багаті моляться Христу, б’ють поклони за крадіжку, кров, війну, щоб потім йому ж принести в дар украдені ними багатства.
Поет звертається до пам’яті свого друга Якова де Бальмена, який загинув на Кавказі, і "не за Україну, а за її ката". З обуренням він говорить про облудні твердження загарбників, ніби вони несуть ту темним і "диким" народам: "Все покажем! Тілько дайте Себе в руки взяти, Як і тюрми мурувати, Кайдани кувати... Всьому навчим; тілько дайте Свої сині гори Остатнії.. бо вже взяли І поле, і море".
Критика, коментарі до твору, пояснення (стисло):
Отримавши звістку про загибель свого друга Якова де Бальмена у війні з кавказцями, поет гірко роздумує над цією безглуздою втратою життя за чужі загарбницькі інтереси. Він повністю на боці вільнолюбного кавказького народу, який захищає свою батьківщину і страждає, як Прометей. Царський уряд прикривається тим, що Несе ту диким народам. Але чому може навчити держава інших, коли сама гнобить свій народ, продає братів-єдиновірців і всі питання вирішує за до кайданів та в’язниць?