Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.
Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.
Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»
Тема нравственного выбора привлекает многих современных писателей, пытающихся анализировать психологию человека в самых сложных жизненных обстоятельствах. Она воплощена на страницах романа-эпопеи В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Симонова и других авторов.
Однако характеры людей, встретивших лицом к лицу с фашистскими захватчиками в 1941 году, сформировались еще перед войной, в сложную и противоречивую сталинскую эпоху, когда с большим гражданским мужеством человеку приходилось решать: жить ли ему по велению собственного разума, совершая честные и правильные поступки, или отмалчиваться и при к тем условиям, в которых приходилось существовать: писать доносы на соседей, участвовать в травле родных и близких так называемых «врагов народа», ни в чем не повинных людей, чтобы только не навлечь на себя беду, не попасть в жернова безжалостной тоталитарной государственной машины.
Одним из этих писателей, наиболее подробно показавших, как предвоенная эпоха повлияла на героическую оборону страны в Великую Отечественную войну, стал Б.Васильев, который исследует истоки формирования героического в обычном человеке в повести «Завтра была война».
Главной героиней произведения является Искра Полякова, смелая и честная девочка, имя которой напоминает известный лозунг лет: «Из искры возгорится пламя». Б.Васильев последовательно показывает, как формируется характер героини, как, видя окружающую несправедливость, девочка пытается противостоять ей. Обладая аналитическим умом, Искра быстро взрослеет и стремится совершать самостоятельные поступки.
Так, например, на кладбище у могилы своей одноклассницы Вики Люберецкой, ушедшей их жизни по вине подлых людей, оклеветавших ее отца, Искра читает прощальное стихотворение запрещенного тогда поэта С.Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», за что вечером ее избивает мать: подобная вольность в те годы могла испортить человеку жизнь на долгие годы.
Уже в эпилоге читатель узнает о подвиге Искры и ее матери в годы Великой Отечественной войны. Но для Б.Васильева важен не столько сам этот подвиг, сколько осознание того, что героизм и гражданское мужество во время войны смогли проявить в полной мере именно те люди, кто и в мирные предвоенные годы был на высокий нравственный поступок. Искра осуждает тех, кто травил Вику, пытаясь исключить ее из комсомола, мать Искры пишет письмо в защиту осужденного отца Вики. Б.Васильев на примере судеб своих героев последовательно показывает, как черствость и равнодушие превращаются в низость, а душевная прямота и стремление к справедливости возвышаются до уровня героического подвига.
Не будучи сторонними наблюдателями чужой семейной трагедии, Искра Полякова и ее мать без колебания отдали жизнь, сражаясь с фашистскими захватчиками. Примечательно, что в творчестве Б.Васильева героическое начало чаще всего и крупнее всего воплощено в женских образах. И в повести «А зори здесь тихие», и в произведении «Завтра была война» подвиги русских женщин в годы Великой Отечественной войны поражают и восхищают читателя до глубины души.
Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.
Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.
Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»
Тема нравственного выбора привлекает многих современных писателей, пытающихся анализировать психологию человека в самых сложных жизненных обстоятельствах. Она воплощена на страницах романа-эпопеи В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Симонова и других авторов.
Однако характеры людей, встретивших лицом к лицу с фашистскими захватчиками в 1941 году, сформировались еще перед войной, в сложную и противоречивую сталинскую эпоху, когда с большим гражданским мужеством человеку приходилось решать: жить ли ему по велению собственного разума, совершая честные и правильные поступки, или отмалчиваться и при к тем условиям, в которых приходилось существовать: писать доносы на соседей, участвовать в травле родных и близких так называемых «врагов народа», ни в чем не повинных людей, чтобы только не навлечь на себя беду, не попасть в жернова безжалостной тоталитарной государственной машины.
Одним из этих писателей, наиболее подробно показавших, как предвоенная эпоха повлияла на героическую оборону страны в Великую Отечественную войну, стал Б.Васильев, который исследует истоки формирования героического в обычном человеке в повести «Завтра была война».
Главной героиней произведения является Искра Полякова, смелая и честная девочка, имя которой напоминает известный лозунг лет: «Из искры возгорится пламя». Б.Васильев последовательно показывает, как формируется характер героини, как, видя окружающую несправедливость, девочка пытается противостоять ей. Обладая аналитическим умом, Искра быстро взрослеет и стремится совершать самостоятельные поступки.
Так, например, на кладбище у могилы своей одноклассницы Вики Люберецкой, ушедшей их жизни по вине подлых людей, оклеветавших ее отца, Искра читает прощальное стихотворение запрещенного тогда поэта С.Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», за что вечером ее избивает мать: подобная вольность в те годы могла испортить человеку жизнь на долгие годы.
Уже в эпилоге читатель узнает о подвиге Искры и ее матери в годы Великой Отечественной войны. Но для Б.Васильева важен не столько сам этот подвиг, сколько осознание того, что героизм и гражданское мужество во время войны смогли проявить в полной мере именно те люди, кто и в мирные предвоенные годы был на высокий нравственный поступок. Искра осуждает тех, кто травил Вику, пытаясь исключить ее из комсомола, мать Искры пишет письмо в защиту осужденного отца Вики. Б.Васильев на примере судеб своих героев последовательно показывает, как черствость и равнодушие превращаются в низость, а душевная прямота и стремление к справедливости возвышаются до уровня героического подвига.
Не будучи сторонними наблюдателями чужой семейной трагедии, Искра Полякова и ее мать без колебания отдали жизнь, сражаясь с фашистскими захватчиками. Примечательно, что в творчестве Б.Васильева героическое начало чаще всего и крупнее всего воплощено в женских образах. И в повести «А зори здесь тихие», и в произведении «Завтра была война» подвиги русских женщин в годы Великой Отечественной войны поражают и восхищают читателя до глубины души.