сюжеты из сказок неоднократно использовались композиторами в музыкальных произведениях. римский-корсаков, мусоргский, бородин и другие черпали из этого нескончаемого источника свое вдохновение и воплощали в музыке свои версии сказаний, легенд и мифов. кикимора для лядова уже не первый сказочный персонаж. несколько лет назад он пообщался через свою музыку с бабой-ягой, а теперь еще один персонаж потребовал от автора своего воплощения.предписанная лядовым в партитуре программа гласит: «живет, растет кикимора у кудесника в каменных горах. от утра до вечера тешит кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. со вечера до бела света качают кикимору во хрустальчатой колыбельке. ровно через семь лет вырастает кикимора. тонешенька, чернешенька та кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. стучит, гремит кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. зло держит кикимора на весь люд честной. (сказания народа. и.п. сахаров)».когда у произведения есть выписанная программа, то, казалось бы, все ясно. слушай себе, да сопоставляй. вот, в «кикиморе» сразу понятно, где царство кудесника в каменных горах (медленное вступление, проходящее в басах), где колыбельная кота-баюна (глубоко национальная по интонациям мелодия, почти настоящая колыбельная песня - мелодия у гобоя), где хрустальная колыбелька – звукоизобразительная тема у челесты, а где прыжки и свист самой кикиморы (форшлаг у деревянных это, действительно, сразу слышно. но, как всегда, в музыке не все так однозначно и прямо. вот, в «сказании народа» в пересказе и.п.сахарова сказано, что живет кикимора у кудесника (то есть волшебника) в горах, то есть за каменной стеной. кот-баюн (добрейшее сказочное существо,) говорит кикиморе сказки заморские, да качает ее в хрустальной колыбели. то есть оберегает ее от всех невзгод. колыбельная песня – сама по себе уже оберег, как принято в фольклорной традиции. да еще и хрустальная колыбельная! мало того, что кот-баюн пел, наверное, еще и леденцами кормил. а чего же это она, спрашивается, тогда выросла такая злая? да и не выросла толком за семь лет. маленькая и тощая осталась. да и головка мала, а значит, ума-то и нет. не даром она и пряжу прясть не может: все прыгает, да жалкое существо. чего ее бояться полнокровным красавицам и богатырям? академик сахаров пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, несколько. в каждой области россии – свой вариант сказки. оказывается, бывает и добрая кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, . и посуду , и дитя успокоит. пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. к тому же, ее можно приручить. а как же она попала из царства каменных гор к людям? кто ее звал-то? еще один вариант поверья гласит о том, что в кикимор превращаются девочки, проклятые матерью в младенчестве или в утробе (то есть аборт), а так же девочки, родившиеся у женщины от огненного змея, (то есть алкоголя). в древности считалось, что таких младенцев уносит нечистая сила и через семь лет они превращаются в кикимор.считалось, что кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками – трещит, пищит, бьет посуду, рвет нитки, путает клубки, вобщем, проказничает, как только может, но настоящего вреда причинить не в состоянии, пугает только, да с толку сбивает. она, как и многие другие персонажи нечистой силы, обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать и снова появляться. кроме того, она «далеко видит, не стареет, все »так вот, не звал-то ее ни кто, но возвращается она в тот дом, где и появилась на свет, в виде наказания за мысли недобрые.сахаров рисует нам кикимору злобную («зло держит кикимора на весь люд честной»). а какое настроение мы слышим в музыке? это страх, зло, или шаловливая проказница? какой характер кикиморы нарисовал автор? определите сами.
Мариинск считается одним из старейших городов Кузбасса. Изначально на месте города существовало село Кийское (по названию реки), которое было основано в 1698 году. Статус города официально был присвоен в 1856 году, а в 1857 был переименован в Мариинск, в честь жены Александра II, императрицы Марии Александровны. В период строительства Транссибирской магистрали в 1891 году, в Мариинске побывал Николай II (в то время ещё цесаревич). По этому поводу в городе был открыт памятник, посвященный приезду цесаревича в город. Также в Мариинске есть краеведческий музей, дом-музей писателя Чивилихина В. А. и музей бересты. А в сентябре 2007 году в Мариинске открыли памятник императрице Марии, чьим именем назван город, в октябре 2009 года открыли памятник Александру II. В Мариинске до настоящего времени сохранились образцы сибирских стилей — кирпичного, кружевного, сибирского барокко. В советские годы Мариинск стал столицей Сиблага. Многие враги народа, которые попали в мариинские лагеря, широко известны на весь мир: Лев Гумилев, академик Лосев, маршал Рокоссовский, Спартак Мишулин, Лидия Русланова и др. В память о загубленных людях в городе открыли мемориал жертвам Сиблага.