Каждый из вас, наверное, не раз слышал об устаревших словах, различного рода историзмах и архаизмах. Это слова, которые давно вышли из употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения - выяснить, о чём могут рассказать старославянизмы сегодняшнему читателю. Совсем недавно мне на глаза попалось высказывание С.Я. Маршака: «На всех словах - события печать, они дались недаром человеку». Я полностью согласна с мнением писателя, придерживаюсь его позиции. Каждое слово в русском языке, будь оно устаревшим или современным, несет в себе особую смысловую нагрузку. Чтобы не быть голословной, приведу в пример несколько аргументов. Знаете ли вы значение слова ланиты? Человек, далёкий от филологии, скорее всего, теряется в многочисленных догадках. На самом же деле ланитами в давние времена называли щеки. Данный старославянизм довольно-таки часто встречается в отечественной литературе. Примером может послужить поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это произведение исполнено устаревшими словами. Это доказывает следующая цитата из текста: «Его чело, его ланиты Мгновенным пламенем горят; Его уста полуоткрыты Лобзанье тайное манят…». Как вы поняли, чело – лоб, уста – рот, лобзанье – поцелуй. Эти старославянизмы отражают эпоху, о которой идет речь в произведении. Для автора главной задачей было воссоздать в поэме атмосферу Древней Руси, что у него превосходно получилось благодаря историзмам. Хотелось бы обратить внимание также на ещё одну функцию устаревших слов – придание тексту торжественности, возвышенности: «Что Марс кровавый не дерзает Руки своей простерти к нам, Твои он силы почитает И власть, подобну небесам. Лев ныне токмо зрит ограду, Чем путь ему пресечен к стаду. Но море нашей тишины Уже пределы превосходит, Своим избытком мир наводит, Разлившись в западны страны».
Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.
Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.
Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:
А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов.
Каждый из вас, наверное, не раз слышал об устаревших словах, различного рода историзмах и архаизмах. Это слова, которые давно вышли из употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения - выяснить, о чём могут рассказать старославянизмы сегодняшнему читателю. Совсем недавно мне на глаза попалось высказывание С.Я. Маршака: «На всех словах - события печать, они дались недаром человеку». Я полностью согласна с мнением писателя, придерживаюсь его позиции. Каждое слово в русском языке, будь оно устаревшим или современным, несет в себе особую смысловую нагрузку. Чтобы не быть голословной, приведу в пример несколько аргументов. Знаете ли вы значение слова ланиты? Человек, далёкий от филологии, скорее всего, теряется в многочисленных догадках. На самом же деле ланитами в давние времена называли щеки. Данный старославянизм довольно-таки часто встречается в отечественной литературе. Примером может послужить поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это произведение исполнено устаревшими словами. Это доказывает следующая цитата из текста: «Его чело, его ланиты Мгновенным пламенем горят; Его уста полуоткрыты Лобзанье тайное манят…». Как вы поняли, чело – лоб, уста – рот, лобзанье – поцелуй. Эти старославянизмы отражают эпоху, о которой идет речь в произведении. Для автора главной задачей было воссоздать в поэме атмосферу Древней Руси, что у него превосходно получилось благодаря историзмам. Хотелось бы обратить внимание также на ещё одну функцию устаревших слов – придание тексту торжественности, возвышенности: «Что Марс кровавый не дерзает Руки своей простерти к нам, Твои он силы почитает И власть, подобну небесам. Лев ныне токмо зрит ограду, Чем путь ему пресечен к стаду. Но море нашей тишины Уже пределы превосходит, Своим избытком мир наводит, Разлившись в западны страны».
Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.
Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.
Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:
А здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов.