Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.
Данило-мастер в «Каменном цветке» , задумавший воплотить в камне красоту простого лесного цветка, печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а следовательно, красоты. «То и горе, — жалуется мастер, — что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый.. . а красота где? Вон цветок, самый что ни есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? »
Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям» , молодой мастер учится у природы. «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе, либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. <...> Придет домой и сразу к станку да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал... » Но этого оказалось мало.
С Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он проник в тайную красоту природы (природную красоту камня) . Но материал не может показать всего того, что должен найти сам мастер, опираясь не только на свои наблюдения над природой, но и обязательно на к образному обобщению, возникающему в результате сотрудничества с природой. Это сотрудничество и есть та живительная сила, которая оживляет результаты труда мастера
Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям» , молодой мастер учится у природы. «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе, либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. <...> Придет домой и сразу к станку да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал... » Но этого оказалось мало.
С Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он проник в тайную красоту природы (природную красоту камня) . Но материал не может показать всего того, что должен найти сам мастер, опираясь не только на свои наблюдения над природой, но и обязательно на к образному обобщению, возникающему в результате сотрудничества с природой. Это сотрудничество и есть та живительная сила, которая оживляет результаты труда мастера