Работа над текстом. Выявление главной мысли рассказа.
Учитель. Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)
Сейчас мы выясним, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.
Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).
Как относится к нему автор?
Кто и как в больного зайца?
(Бабка Анисья - добрая и душевная старушка, об этом говорит её речь. Аптекарь.)
Прочитайте и коротко расскажите о разговоре деда с аптекарем.
Каким он был человеком? (Бесконечные восклицания аптекаря выдают в нем человека нервного, раздражительного, но доброго: он хоть и кричит, но найти Карло Петровича.)
Кто вылечил зайца?
Слайд 4
Найдите отрывок к этой иллюстрации и прочитайте.
Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле».
Что рассказал дед?
(Краткий пересказ).
Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу.)
Слайд 5
Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с которых автор показал, что заяц болен, что ему очень плохо.
Учитель. Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.
Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был
Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая самовар…»
Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)
Учитель. В этом рассказе мы видим, не только человек приходит на животным, но бывают случаи, что и животные людям.
Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце, чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.
В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.
-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)
-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
В 40-е — 50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». "Бирюк"— рассказ из этого сборника. Написан его автор в виде монолога дворянина Петра Петровича. Тот, большой любитель охоты, путешествовал по лесу и попал под дождь. На счастье, Петр Петрович повстречал лесника Фому Кузьмича. Лесник предложил промокшему охотнику переждать непогоду в своей избе. В избе лесника рассказчик узнал многое о его жизни. Оказалось, что все в округе звали Фому Бирюком за его угрюмый нрав и суровость. Не было спуску от него браконьерам и расхитителям леса, «вязанки хвороста не даст утащить» . Даже убить хотели его мужики, но Бирюк был очень силен, настоящий русский богатырь — высокого роста, широкоплечий, могучего телосложения, «ловок, как бес» . Сам лесник жил очень бедно. Изба его состояла из одной закоптелой низкой комнатки. Жена его сбежала с проезжим мещанином, оставив двух детей — дочку Улиту и совсем крохотного младенца. Но несмотря на нелегкую жизнь, Бирюк сам не воровал и другим спуску не давал. У него были свои принципы и он твердо им следовал. Трагедия Бирюка заключалась от понимания, что вовсе не от хорошей жизни идут крестьяне воровать лес. Часто чувство жалости и сострадания одерживают верх над его принципиальностью. Так, в рассказе Бирюк поймал мужика, рубившего лес. Одет тот был в драные лохмотья, весь мокрый, с растрепанной бородой. Мужик просил отпустить его или хотя бы отдать лошадь, ведь дома ребятишки, их нечем кормить. На все уговоры лесник твердил одно: «А ты воровать не ходи» . В конце концов Фома Кузьмич схватил вора за шиворот и вытолкнул за дверь, сказав: «Убирайся к черту со своей лошадью» . Этими грубыми словами он словно прикрывает свой великодушный поступок. Так лесник постоянно колеблется между принципами и чувством сострадания. Автор хочет показать, что у этого мрачного, нелюдимого человека на самом деле доброе, великодушное сердце. А проблема, поднятая в произведении, актуальна и по сей день. Многим из нас, в зависимости от ситуации, приходится поступаться своими принципами.
Учитель. Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)
Сейчас мы выясним, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.
Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).
Как относится к нему автор?
Кто и как в больного зайца?
(Бабка Анисья - добрая и душевная старушка, об этом говорит её речь. Аптекарь.)
Прочитайте и коротко расскажите о разговоре деда с аптекарем.
Каким он был человеком? (Бесконечные восклицания аптекаря выдают в нем человека нервного, раздражительного, но доброго: он хоть и кричит, но найти Карло Петровича.)
Кто вылечил зайца?
Слайд 4
Найдите отрывок к этой иллюстрации и прочитайте.
Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле».
Что рассказал дед?
(Краткий пересказ).
Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу.)
Слайд 5
Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с которых автор показал, что заяц болен, что ему очень плохо.
Учитель. Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.
Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был
Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая самовар…»
Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)
Учитель. В этом рассказе мы видим, не только человек приходит на животным, но бывают случаи, что и животные людям.
Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце, чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.
В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.
-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)
-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
Трагедия Бирюка заключалась от понимания, что вовсе не от хорошей жизни идут крестьяне воровать лес. Часто чувство жалости и сострадания одерживают верх над его принципиальностью. Так, в рассказе Бирюк поймал мужика, рубившего лес. Одет тот был в драные лохмотья, весь мокрый, с растрепанной бородой. Мужик просил отпустить его или хотя бы отдать лошадь, ведь дома ребятишки, их нечем кормить. На все уговоры лесник твердил одно: «А ты воровать не ходи» . В конце концов Фома Кузьмич схватил вора за шиворот и вытолкнул за дверь, сказав: «Убирайся к черту со своей лошадью» . Этими грубыми словами он словно прикрывает свой великодушный поступок. Так лесник постоянно колеблется между принципами и чувством сострадания. Автор хочет показать, что у этого мрачного, нелюдимого человека на самом деле доброе, великодушное сердце. А проблема, поднятая в произведении, актуальна и по сей день. Многим из нас, в зависимости от ситуации, приходится поступаться своими принципами.