Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало её противоречивой и обострённой. Начиная с 1097 – 1908 годов, тема России, её исторического пути, её настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907-1916 годах пишет цикл «Родина».В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная . Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. К постижению Родины подлинной, далёкой от чарующей сказки, поэт шёл через мотивы страшного мира. Он создал особенный поэтический образ России. Её необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская родина.
Семья Мелеховых - это "работящая семья", они "славные казаки". Большое влияние на Григория оказал отец, Пантелей Прокофьевич, вспыльчивый и властный; узнав о связи своего сына с Аксиньей, он женит Григория против его воли на Наталье Коршуновой; воспитывался он сам на традициях, которые продолжил и в своей семье ("Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины"); хоть и был строг к своим детям, но воспитывал в них доброту. Григорий вырос добрым, чувствительным ("Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек..."), трудолюбивым, гордым и независимым человеком.
Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Убийства, которые были не редким явлением во время боёв, противоречили убеждениям героя: он не приемлил смерть людей от рук человека, однако и уходить со службы Григорю не позволяет честь. Поэтому он тяжело переживает, когда ему приходится убить австрийского солдата, чье лицо "показалось ему маленьким, чуть ли не детским" ("меня совесть убивает, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится..."). Жестокость берет верх над доброй сущностью героя, он уже "ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, джигитовал и чувствовал, что ушла безвовзратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны": его сердце "огрубело" и "зачерствело".
Во время гражданской войны Григорий постоянно находится в ситуации выбора между красными и белыми. Ему приходилось воевать за обе стороны, и везде он видел лишь жестокость, насилие по отношению друг к другу, грабежи и убийства. Мелехов стал свидетелем того, как беспощадно расправившегося с белыми Подтелкова постигла та же участь. Он задавался во К кому же прислониться?", ему хотелось "отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира", "мира и тишины хотелось".
Выбирать ему приходилось и в личной жизни. С одной стороны, у него уже были дети, жена, а с другой - женщина, которую он действительно любит. Для Григоря Наталья - "чужая", никаких нежных чувств он к ней не испытывал ("не я женился, а вы меня женили"), лишь позже Мелехов понял, что "по-своему любил" ее, уже "свыкся с ней"; для нее же он был всей её жизнью, без Григория Наталья не хотела жить и даже совершила попытку самоубийства. Она мучительно умирает, можно сказать, по вине Григория, но несмотря ни на что прощает ему все. Любовь Аксиньи же настолько сильна, что она готова пойти на многое и вынести все. Вынесла женщина и бессердечный отказ Мелехова покинуть с ней хутор, и смертные побои мужа, насмешки и позор - все это она вытерпела. Аксинья трагически погибает, и Григорий осознает, что в жизни его почти ничего и не осталось.
Григорий Мелехов в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках, это и оказывается его единственным и надеждой ("это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром").
М.А. Шолохов раскрыл русский характер в разных его проявлениях, показал "очарование человека", живая душа которого противостоит жестокому веку, разрушающему человеческие судьбы, ставящему личность в ситуации трагического выбора.
666Alica666
10 - 11 классы Литература 5+3 б
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало её противоречивой и обострённой. Начиная с 1097 – 1908 годов, тема России, её исторического пути, её настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907-1916 годах пишет цикл «Родина».В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная . Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.
К постижению Родины подлинной, далёкой от чарующей сказки, поэт шёл через мотивы страшного мира.
Он создал особенный поэтический образ России. Её необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская родина.
Семья Мелеховых - это "работящая семья", они "славные казаки". Большое влияние на Григория оказал отец, Пантелей Прокофьевич, вспыльчивый и властный; узнав о связи своего сына с Аксиньей, он женит Григория против его воли на Наталье Коршуновой; воспитывался он сам на традициях, которые продолжил и в своей семье ("Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины"); хоть и был строг к своим детям, но воспитывал в них доброту. Григорий вырос добрым, чувствительным ("Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек..."), трудолюбивым, гордым и независимым человеком.
Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Убийства, которые были не редким явлением во время боёв, противоречили убеждениям героя: он не приемлил смерть людей от рук человека, однако и уходить со службы Григорю не позволяет честь. Поэтому он тяжело переживает, когда ему приходится убить австрийского солдата, чье лицо "показалось ему маленьким, чуть ли не детским" ("меня совесть убивает, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится..."). Жестокость берет верх над доброй сущностью героя, он уже "ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, джигитовал и чувствовал, что ушла безвовзратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны": его сердце "огрубело" и "зачерствело".
Во время гражданской войны Григорий постоянно находится в ситуации выбора между красными и белыми. Ему приходилось воевать за обе стороны, и везде он видел лишь жестокость, насилие по отношению друг к другу, грабежи и убийства. Мелехов стал свидетелем того, как беспощадно расправившегося с белыми Подтелкова постигла та же участь. Он задавался во К кому же прислониться?", ему хотелось "отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира", "мира и тишины хотелось".
Выбирать ему приходилось и в личной жизни. С одной стороны, у него уже были дети, жена, а с другой - женщина, которую он действительно любит. Для Григоря Наталья - "чужая", никаких нежных чувств он к ней не испытывал ("не я женился, а вы меня женили"), лишь позже Мелехов понял, что "по-своему любил" ее, уже "свыкся с ней"; для нее же он был всей её жизнью, без Григория Наталья не хотела жить и даже совершила попытку самоубийства. Она мучительно умирает, можно сказать, по вине Григория, но несмотря ни на что прощает ему все. Любовь Аксиньи же настолько сильна, что она готова пойти на многое и вынести все. Вынесла женщина и бессердечный отказ Мелехова покинуть с ней хутор, и смертные побои мужа, насмешки и позор - все это она вытерпела. Аксинья трагически погибает, и Григорий осознает, что в жизни его почти ничего и не осталось.
Григорий Мелехов в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках, это и оказывается его единственным и надеждой ("это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром").
М.А. Шолохов раскрыл русский характер в разных его проявлениях, показал "очарование человека", живая душа которого противостоит жестокому веку, разрушающему человеческие судьбы, ставящему личность в ситуации трагического выбора.