В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в человека...Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бурным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доброта ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе представляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ослепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки нравственному становлению мальчика. Одним из таких уроков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице
В конце 1831 года Лермонтов написал три восьмистишия, между которыми существует очевидная связь («Силуэт» , «Как дух отчаянья и зла» и «Я не люблю тебя; страстей») . Стихи объединены тематически (разрыв с любимой женщиной, память о которой никогда не изгладится в душе поэта) и поэтической формой (ямбические восьмистишия со сплошными мужскими рифмами). Восьмистишие Лермонтова мадригального типа, написано в 1831 году. Вероятно, обращено к Н. Ф. Ивановой. В «Силуэте» решение общей для всех трех стихотворений темы отличается наибольшей конкретностью: портрет (силуэт) любимой всегда рядом, постоянно напоминает о ней. Его черный цвет, цвет печали, определяет тональность воспоминаний поэта о любви. Образ «тень блаженства» сближает «Силуэт» со стихотворением «Я видел тень блаженства; но вполне» , принадлежащим к ивановскому циклу. В 1837 году на основе трех названных стихотворений Лермонтов написал еще одно восьмистишие: «Расстались мы, но твой портрет» , в котором первая строфа вобрала в себя поэтическую образность, фразеологию, ритм и интонацию стихотворения «Силуэт» . Сохранились две редакции этого стихотворения - позднейшая и ранняя, дошедшая до нас в черновом автографе, которая приведена ниже: