Тяжело болен мальчик, мать бессильна ребёнку, буран не позволяет прибегнуть к доктора, деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти, в пути Нефёд замерзает. Писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, запахах и звуках. Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Красный – цвет пульсирующей крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.в рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла. В рассказе Бунина речь идёт не только о противостоянии Нефеда и вьюги, но и противостоянии матери и сил природы ("непроглядной вьюги", “куда-то бешено несущегося степного моря”, “страшного снега”). Обе стороны столкнулись в битве за ребёнка, то есть воплощенные в природной стихии силы зла – и обращающиеся к Богу (“Господи Господи, защити!”), не имеющие возможности на свои силы люди, через которых и в действиях которых проявляется Промысел Божий. И понять эту тайну человеку невозможно. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.
"Тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.
Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе. Васютка родился и вырос в таёжном краю. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Его природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему и удача от него не отвернулась.
В рассказе Бунина речь идёт не только о противостоянии Нефеда и вьюги, но и противостоянии матери и сил природы ("непроглядной вьюги", “куда-то бешено несущегося степного моря”, “страшного снега”). Обе стороны столкнулись в битве за ребёнка, то есть воплощенные в природной стихии силы зла – и обращающиеся к Богу (“Господи Господи, защити!”), не имеющие возможности на свои силы люди, через которых и в действиях которых проявляется Промысел Божий. И понять эту тайну человеку невозможно. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.
вспомнились мальчику в самую страшную минуту,
когда он был в отчаянии, они придали ему сил.
Васютка, оказавшись один на один с природой,
начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает
с ней, ищет поддержки, замечает малейшие
изменения, чувствует ее состояние.
Через природу он пытается подать весточку
родным, очищается и даже исповедуется.
Васютка за 5 неполных дней повзрослел,
научился ценить то, что раньше считал обыденным,
незначительным для себя.
Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро
питают реки и речушки, сама мать Тайга и
батюшка Енисей, так и Васютку опыт взрослых
людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим
родителям, к природе.
Васютка родился и вырос в таёжном краю.
И к тринадцати годам он уже многое знал и умел.
В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам,
которые сам знал и благодаря тем советам, которые
ему когда-то давали взрослые.
Его природная память, смекалка,
находчивость, знание леса, примет, приобретённые
навыки и умения разжечь костёр даже в дождь,
приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный
припас" - патроны.
А главное - желание выжить во что бы то ни стало.
Мальчику пришлось бороться со своим страхом,
с голодом, с усталостью.
Он предусмотрительно вешал мешок с остатками
еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь
сразу, не метался по тайге, а заставлял себя
соображать, в каком направлении лучше двигаться.
Васютка выбрал правильное направление на север,
догадался, что озеро проточное, раз в нём водится
речная рыба, что речка от озера обязательно выведет
к Енисею.
Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему
и удача от него не отвернулась.