Проблемы нравственной ответственности составляют идейный смысл всей прозы В.Распутина При этом позиция автора ясна и понятна- это позиция человека обладающего, «чистотой нравственного чувства». В повести «Последний срок» автор вершит неявный нравственный суд над героями . В повести основной конфликт внутренний, психологический между рассудком героев , их разумностью. В то первое утро после приезда брата и сестер Михаил не мог не заметить прекрасного тихого утра, и его первые слова были о матери: «Видать, невредная у нас все же мать была». Но кричащим контрастом входит в его душу суетный расчет братья решают закупить в магазине водку для поминок. Один из сильных кульминационных моментов в повести- эпизод, когда дети стоят у постели матери. Эта минута очищает героев, в то время дети Анны чувствуют себя близкими друг другу. Но это дает лишь временную передышку. Слова матери чаще всего контрастируют со словами ее детей : она хотела бы примирить поссорившихся детей, но они словно не слышат ее. В их поступках и словах душевная глухота , привычка жить на поверхности , искать виноватых всюду , только не в себе. В 4 главе повести рассказывается история третьего предсмертного дня Анны. В этот третий день мать пережила несколько светлых минут, их подарила ей маленькая внучка и старая Мирониха подруга Анны. Но самые близкие люди ее дети и в этот день не приносят ей утешения. Лейтмотив этого дня ожидание младшей дочери. Самый тяжелый удар нанесла матери ее любимица. И теперь наступает отчаяние в душе Анны , которого дети так и не почувствовали. В этой сцене дети окончательно оторвались от матери , потеряли право на ее жизнь , и старуха уходит от них , потому что теперь ей все равно. Теперь она думает только о смерти. Здесь непонимание, пропасть между детьми и матерью достигает своей трагической кульминации : старуха умирает, а дети думают, что она выздоравливает. Идет последняя ночь перед смертью старуха зовет смерть и ждет ее. Утром четвертого дня когда она В повести есть эпизод, в котором старуха Анна вспоминает о своем давнишнем «стыде» перед маленькой Люсей. Рассказ этот трогателен : у старухи не было никакой вины перед людьми ,но Анна не прощает себя и глаза девочки стоят в ее памяти много лет, но для Анны существуют вечные критерии совести и стыда. Особую художественную роль в повести играют воспоминания матери о детях . Воспоминания матери чистые и возвышающие, в них каждая деталь говорит о любви и заботе, об умении прощать. 80-летняя деревенская старуха , жизнь которой сплошная цепь нечеловеческих усилий, утрат и горя , сохраняет в душе любовь и доброту. Чистота души Анны сильнее всего выражена в ее любви к детям. Она в них все видит , все понимает, но не столько разумом , сколько сердцем. Она вспоминает о детях лучшее, и те моменты, когда в них проявлялось лучшее. Ее мысли и заботы никогда не были о себе а ее слова простые и сердечные обращены к ним. Старуха живет в согласии с природой, жизнь дня откликается в ее душе радостью , само чувство жизни приходит к ней через звук, краски природы, через солнечный свет. Ее внутренняя жизнь поэтична и проста ,но только об этом не знают ее дети. После оскорбительного и тяжелого кошмара последних дней , который ей создали дети, единственное утешение и самые последние силы находит она в животворящем тепле солнечного света. С образом старухи матери в повести связана многозначительная символика света. Свет для матери - солнце жизнь, тепло . Даже сама мысль о смерти кажется ей простой и нестрашной, и она связана со светом ,солнцем. Память Анны восстанавливает видения красоты , счастья, молодости. Но старая женщина задает себе один неизбежный и трудный вопрос: кому и зачем нужна была ее жизнь? Зачем она жала? На этот вопрос нет прямого ответ,а на это должен ответить каждый читающий повесть. Вся художественная структура повести имеет единый внутренний стержень, авторскую мысль , выражающую глубокую симпатию и преклонение перед судьбой, жизнью и смертью этой простой деревенской женщины.
В поэме «Мцыри» мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. В основе сюжета "Мцыри" лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он - сильная личность, бросившая вызов окружающему миру.
В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ, - это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он сознательно и бестрепетно жертвует жизнью. Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью, ради которой стоит пожертвовать если не всем, то многим. Мцыри свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к
действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил.. .
Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу "меж бурным сердцем и грозой". Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".
В поэме «Мцыри» мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. В основе сюжета "Мцыри" лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он - сильная личность, бросившая вызов окружающему миру.
В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ, - это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он сознательно и бестрепетно жертвует жизнью. Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью, ради которой стоит пожертвовать если не всем, то многим. Мцыри свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к
действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил.. .
Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу "меж бурным сердцем и грозой". Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".