Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!.." - произведение небольшое по объему и на первый взгляд "прозрачное" по содержанию. Видимо, именно этим и объясняется отсутствие должного внимания к методической стороне уроков, посвященных его изучению. Нам приходилось слышать различные высказывания учителей-словесников относительно включения данного рассказа в школьную программу по литературе 1 . Одни недоумевали по поводу недостаточной (?) сложности этого произведения для восьмиклассников, другие сокрушались из-за его "нехудожественности" ("Разве можно обращаться к такому (?) рассказу после "Песни о Соколе"?!"; "И где же яркие художественные образы? Одна разговорная речь, к тому же неправильная..."; "Какой может быть анализ? Прочитали по ролям, тему, идею выяснили... Что же там еще искать?!"; "Что это произведение может сказать о Горьком-писателе?" и т.п.). Действительно, что дает изучение раннего реалистического рассказа Максима Горького "Ма-аленькая!.." учащимся в аспекте их читательского развития? Может ли знакомство с этим произведением стать существенным звеном в процессе формирования у школьников представления о стиле Горького-писателя? Какие эффективные методические решения могут быть найдены для организации и проведения уроков по его изучению?
Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!.." - произведение небольшое по объему и на первый взгляд "прозрачное" по содержанию. Видимо, именно этим и объясняется отсутствие должного внимания к методической стороне уроков, посвященных его изучению. Нам приходилось слышать различные высказывания учителей-словесников относительно включения данного рассказа в школьную программу по литературе 1 . Одни недоумевали по поводу недостаточной (?) сложности этого произведения для восьмиклассников, другие сокрушались из-за его "нехудожественности" ("Разве можно обращаться к такому (?) рассказу после "Песни о Соколе"?!"; "И где же яркие художественные образы? Одна разговорная речь, к тому же неправильная..."; "Какой может быть анализ? Прочитали по ролям, тему, идею выяснили... Что же там еще искать?!"; "Что это произведение может сказать о Горьком-писателе?" и т.п.). Действительно, что дает изучение раннего реалистического рассказа Максима Горького "Ма-аленькая!.." учащимся в аспекте их читательского развития? Может ли знакомство с этим произведением стать существенным звеном в процессе формирования у школьников представления о стиле Горького-писателя? Какие эффективные методические решения могут быть найдены для организации и проведения уроков по его изучению?