ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ УМА И ВОСПИТАНИЯ ДУШИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев, подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски – дурной тон!)) , однообразный распорядок дня или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному ее течению. К этому обществу принадлежит и Онегин:
Спокойно спит в тени блаженной, Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.
Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он бесспорно умен и видит все недостатки как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из порочного круга светской жизни. Онегин – тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой являет миру немой укор:
Как Child-Hаrоld, угрюмый, томный В гостиных появлялся он… Ничто не трогало его, Не замечал он ничего.
Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. В деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:
…Роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон, Потом увидел явно он, Что и в деревне скука та же.
Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события (дуэль, смерть Ленского и отъезд за границу) . В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света. Но теперь перед героем романа возникает новая проблема: он не может провести остаток дней рядом с любимой женщиной, ведь они оба стали своего рода зеркальными отражениями самих себя в юности. Для того чтобы понять, в чем причина этого, проследим эволюцию Татьяны. В то время как Онегин вел жизнь меж балов и театров, Татьяна, живя в деревне с родителями и сестрой, существовала совсем иначе:
Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так, она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, неприличный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:
Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…
Татьяна, отвергнутая Онегиным, снова предстает перед нами как неординарная личность уже хотя бы потому, что продолжает жить, а не поступает подобно героиням романов. То, что уготовано судьбой, Татьяна приемлет и внешне как бы сливается со столичным обществом, став княгиней Греминой:
Ужель та самая Татьяна?
Но в душе она все-таки продолжает любить Онегина со всей пылкостью, на какую только ее сердце. Однако когда герои снова встречаются, между ними возникают непреодолимые препятствия. Она не может поступить с Греминым так, как поступил с ней Онегин, ведь она знает, какую боль это может ему причинить. Таким образом, в большей степени веление сердца, а не только врожденный ум, воспитание и образование составляют сущность данной проблемы, и соответственно отзыву на это веление складывается жизнь и судьба героев романа Пушкина «Евгений Онегин».
В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем».
Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей.
Но положительный герой в комедии есть. В «Театральном разъезде после представления новой комедии» есть такие строки: «…Никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
Вы, наверное, согласитесь, что смех в комедии — «честное, благородное лицо». Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Бывает время, как писал Гоголь, «когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Смех в «Ревизоре» сочетается с горьким раздумьем автора над изображенной жизнью, это «смех сквозь слезы». В «Театральном разъезде…» Гоголь разъясняет характер этого смеха. Это «не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлеченья и забавы людей, но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». Этот «смех светел». Засмеяться таким «добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».
В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев, подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски – дурной тон!)) , однообразный распорядок дня или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному ее течению. К этому обществу принадлежит и Онегин:
Спокойно спит в тени блаженной,
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он бесспорно умен и видит все недостатки как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из порочного круга светской жизни. Онегин – тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой являет миру немой укор:
Как Child-Hаrоld, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он…
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. В деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:
…Роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон,
Потом увидел явно он,
Что и в деревне скука та же.
Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события (дуэль, смерть Ленского и отъезд за границу) . В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света. Но теперь перед героем романа возникает новая проблема: он не может провести остаток дней рядом с любимой женщиной, ведь они оба стали своего рода зеркальными отражениями самих себя в юности. Для того чтобы понять, в чем причина этого, проследим эволюцию Татьяны. В то время как Онегин вел жизнь меж балов и театров, Татьяна, живя в деревне с родителями и сестрой, существовала совсем иначе:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так, она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, неприличный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Татьяна, отвергнутая Онегиным, снова предстает перед нами как неординарная личность уже хотя бы потому, что продолжает жить, а не поступает подобно героиням романов. То, что уготовано судьбой, Татьяна приемлет и внешне как бы сливается со столичным обществом, став княгиней Греминой:
Ужель та самая Татьяна?
Но в душе она все-таки продолжает любить Онегина со всей пылкостью, на какую только ее сердце. Однако когда герои снова встречаются, между ними возникают непреодолимые препятствия. Она не может поступить с Греминым так, как поступил с ней Онегин, ведь она знает, какую боль это может ему причинить. Таким образом, в большей степени веление сердца, а не только врожденный ум, воспитание и образование составляют сущность данной проблемы, и соответственно отзыву на это веление складывается жизнь и судьба героев романа Пушкина «Евгений Онегин».
Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей.
Но положительный герой в комедии есть. В «Театральном разъезде после представления новой комедии» есть такие строки: «…Никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
Вы, наверное, согласитесь, что смех в комедии — «честное, благородное лицо». Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Бывает время, как писал Гоголь, «когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Смех в «Ревизоре» сочетается с горьким раздумьем автора над изображенной жизнью, это «смех сквозь слезы». В «Театральном разъезде…» Гоголь разъясняет характер этого смеха. Это «не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлеченья и забавы людей, но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». Этот «смех светел». Засмеяться таким «добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».